ГДЗ к §10. Труд и творчество
Вспомним
Кого называют ремесленником? Какое значение имел труд ремесленника для развития общества и жизни людей?
Ответ:
Ремесленниками принято называть людей, которые освоили какое−то ремесло, говоря другими словами что−то изготовляли. Ремесленничество произошло после распределения труда в древние времена. Некоторые люди обрабатывали землю, а другие делали орудия для того, чтобы эту землю обрабатывать. Вот именно таких людей и принято называть ремесленниками. Это люди, изготовляющие разные изделия, например, посуду, одежду, ткань, орудия труда и тому подобные вещи, которые использовались в быту.
Обсудим вместе
Любой ли труд является творческим? Может ли человек научиться работать творчески?
Ответ:
Нет, не каждый труд является творческим. Когда рабочий стоит у станка и штампует одну и ту же деталь − он не работает творчески. Творчество − это создание чего−то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Творчество отличает деятельность очень многих людей − ученых, писателей, поэтов, художников, музыкантов и многих−многих других.
Человек может научиться работать творчески.
Вопросы внутри параграфа
1. Рассмотри иллюстрации. Как ты думаешь, какие предметы сделал ремесленник, а какие — мастер?
Ответ:
Мастер − человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.
Поэтому я думаю, что все предметы сделаны мастером, кроме круглого коврика. Так как эти предметы оригинальны, красивы, сложны в изготовлении.
2. Рассмотри фотографию. Сравни цель, которую поставил Петя, и результат его усилий. Что уже ему удалось? Что ещё предстоит осуществить? Какими способами он может действовать?
Петя поставил цель построить маленький домик на дачном участке. Он двигается к своей цели и уже сделал стены для дома. Пети еще нужно сделать крышу и пол. Он может сделать все сам. А может попросить помощи у родителей.
3. Рассмотри репродукции картин. Какие образы привлекли внимание художников?
Внимание художника Васнецова привлек образ Нестора−летописца. Он очень серьезный старец, сосредоточен на написании летописи.
Врубель изобразил Церевну−Лебедь. Она похожа на девушку в воздушном белом платье и в тоже время напоминает птицу лебедя.
4. Какие исторические памятники, архитектурные сооружения есть в твоём крае? Как относятся к ним жители? Кто из известных художников, скульпторов, архитекторов жил или живёт в твоём крае?
Ответ:
В моем поселке есть церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая была построена в 1832 году в честь 20−летия победы в Отечественной войне с Наполеоном. Автор проекта неизвестен, но есть предположение, что в строительстве участвовал Николай Львов или Василий Стасов. Жители относятся к церкви бережно.
Известных деятелей искусства нашего района я не знаю. Знаю, что в нашей области родился художник Тропинин.
Проверим себя
1. Какие два значения имеет слово «ремесленник»?
Ответ:
Ремесленником называют человека, владеющего ремеслом. А ремесло − это деятельность человека по производству различных важных и нужных для жизни предметов. Быть ремесленником − значит заниматься каким−то ремеслом. Однако есть и другое значение слова «ремесленник». Если у человека нет таланта, работает он без выдумки, без фантазии, по шаблону и трафарету, которые кто−то уже до него придумал, такого человека называют «ремесленник.»
2. Любой ли труд является творческим?
Ответ:
Творчество − это создание чего−то нового, ценного не только для данного человека, но и для других.
Творчество отличает деятельность очень многих людей − ученых, писателей, поэтов, художников, музыкантов и многих−многих других.
Но не любой труд можно назвать творческим. Бывает труд не творческий, где нужно делать одно и тоже, например труд рабочего у станка.
3. Как соотносятся красота и творчество?
Ответ:
В творчестве рождается красота.
4. Приведи примеры научного и художественного творчества.
Художественное творчество – это любое произведение искусства, а научное творчество – это научное достижение, например, создание вакцины или изучение атомных частиц.
5. Как связаны по смыслу и происхождению слова «творчество», «творить», «творец», «творение»?
Ответ:
От слова «творить» образованы слова «творчество», «творец», «творение». «Творец» – это тот, кто творит, «творчество» – это процесс, а «творение» – это результат проделанной творцом работы.
6. Всякий ли мастер может быть назван творцом?
Ответ:
Мастер − человек, достигший высокого мастерства (искусства) в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные.
Любого мастера, занимающегося творческим делом, можно назвать творцом.
В классе и дома
1. Может ли человек научиться работать творчески? Выскажи своё мнение.
Да. Просто нужно относится к любой работе ответственно и обдуманно.
2. Подготовь рассказ о том, что в твоём городе (селе) связано с творческим трудом людей.
В моем городе очень многое можно отнести к творческому труду человека. Наши дома построены по архитектурным проектам людей, что можно тоже отнести к творчеству. В одном из районов есть место, где все расписано узорами и красивыми пейзажами − гаражи, стены, заборы. Это выглядит очень здорово и необычно, наверное, поэтому все решили оставить как есть, не закрашивая одним цветом краски, как это делают с граффити. В моем городе люди устраивают ярмарки ремесел, в которых каждый может поучаствовать и принести что−то свое, сделанное собственными руками. Любой желающий может купить или продать свое творчество. К творческому труду также можно отнести периодические выставки картин и кружок по написанию коротких рассказов и стихов, ведь это тоже творчество.
3. Совместно с одноклассниками оформите выставку на тему «Труд и красота».
В классе можно выставить любые ручные работы − вышивку, вязание, оригами, поделки, представить интересные комнатные цветы.
4. Подготовь сообщение на тему «Творчество в науке» или «Творчество в искусстве» (на примере известной личности).
Знаменитым творческим человеком является Михайло Ломоносов. Творчество в искусстве на примере известной личности Ломоносова не менее интересно с точки зрения понимания того, как работает гений разума. Родившись намного позже, а значит, имея намного меньше областей, где можно стать первооткрывателем, он выбирает для себя очень непростой путь естествоиспытателя. Действительно, намного сложнее проявить творчество в таких областях, как физика или химия. Однако именно такой подход позволил Ломоносову добиться вершин в познании Вселенной, на которые даже не замахивались многие ученые. Не говоря уже о том, что наш соотечественник добился серьезных успехов в искусстве. Взять хотя бы его поэтический талант или искания в живописи, которые также заслуживают тщательного исследования. Рассматривая творчество в искусстве на примере известной личности, мы приходим к выводу, что любое созидание подразумевает поиск неизведанных горизонтов, за которыми идет новое понимание, достижение непознанного. Многие великие люди стали таковыми именно благодаря этой способности – находить непостижимое в, казалось бы, совершенно обычном, располагающемся на расстоянии вытянутой руки.
5. Чему посвящены следующие строки?
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
Как ты понимаешь смысл этих строк? Что ты можешь рассказать о творениях великих мастеров, живших и работавших в городе, которому посвящены эти строки?
Ответ:
Эти строки посвящены городу Санкт−Петербург. Этот город был построен Петром I.
Мастера Санкт−Петербурга
Барановский Гавриил Васильевич (1860−1920) – архитектор. В 1890−х гг. осуществил отделку интерьеров особняка купцов Елисеевых (Биржевая линия, 14). Новаторским решением отличается его собственный доходный дом (ул. Достоевского, 36) со свободным от декора фасадом и непрерывными ленточными балконами. Яркий образец раннего модерна – здание магазина Товарищества «Братья Елисеевы» (Невский пр., 56). По его проекту построен буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» (Приморский просп., 91).Воронихин Андрей Никифорович (1759−1814) − архитектор. А. Н. Воронихин родился 28 октября 1759 г. на Урале, в семье крепостных графа А. С. Строганова. Граф заметил художественные и зодческие таланты юноши и в 1777 г. отправил его на учебу в Москву. Воронихин попал в обучение к великим русским зодчим В. И. Баженову и М. Ф. Казакову. В конце 1779 г. Воронихин впервые приехал в Петербург. Вместе с сыном А. С. Строганова Павлом Воронихин получил хорошее домашнее образование по истории, математике и естественным наукам и дополнил его длительными путешествиями по России и загранице. Совершил путешествие по Украине и Крыму. В 1786 г. Воронихин получил вольную и отправился из Петербурга в Швейцарию и Францию, где продолжал знакомство с памятниками архитектуры и достижениями современных инженеров и зодчих. Возвратившись в Петербург в 1790 г., А. Н. Воронихин занялся зодчеством. Архитектурное творчество А. Н. Воронихина открывает важный этап развития русского зодчества − высокий классицизм. Его шедевр − Казанский собор (Невский пр., 25) − явился первым на берегах Невы ансамблевым зданием в широком градостроительном значении. Классический облик города немыслим и без другого произведения зодчего — здания Горного института (наб. Лейтенанта Шмидта, 45) . Возведенные Воронихиным строения украшают пригороды Петербурга — Павловск и Петродворец. Андрей Никифорович являлся также мэтром садово−парковой архитектуры. Эта грань его таланта особенно раскрылась в Павловском парке (г. Павловск), где он проектировал павильоны, мосты, беседки, ворота, памятники. 21 февраля 1814 г. Андрей Никифорович внезапно скончался. Похоронен на Старолазаревском кладбище Александро−Невской лавры. На могиле был поставлен памятник в виде колонны. Ствол ее пересекает каменный руст, на котором высечен барельеф с изображением Казанского собора.
Графтио Генрих Осипович (1869−1949) − инженер. Родился 14 (26) декабря 1869 г. в Динабурге, ныне Даугавпилс. Принадлежал к дворянскому роду выходцев из Нидерландов. Отец его, инженер−путеец, строил в России железные дороги. Генрих окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения в 1896 г. (Московский пр., 9; о чем напоминает мемориальная доска). В 1900−1917 гг. проектировал и строил железные дороги, составил проекты электрификации железной дороги Крыма и Закавказья, ГЭС на реке Вуоксе (около 1905), на реке Малая Иматра (1905), на реке Волхов (1911), а также по предложению городских властей Петербурга спроектировал и организовал движение электрического трамвая в Петербурге, открытое 29 сентября 1907 г. маршрутом протяженностью чуть более двух километров (от Адмиралтейской площади по Конногвардейскому бульвару, затем через Николаевский мост на Васильевский остров и дальше по 8−й линии до Большого проспекта). С 1907 г. преподавал в Петербургском (Ленинградском) электротехническом институте, с 1921 г. профессор этого университета (ул. проф. Попова, 5/3; что отмечено мемориальной доской). Весной 1908 г. Г. О.Графтио возглавил Электрожелдор — управление в составе Наркомпути, разрабатывавшее план электрификации железнодорожных магистралей страны. Через два года стал одним из авторов плана ГОЭЛРО, автор проектов Волховской и Свирской ГЭС. На следующий год возглавил строительство Волховской ГЭС. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Графтио занимался эвакуацией в Среднюю Азию и вводом в строй энергетического оборудования. Вернувшись в Ленинград, активно участвовал в процессе восстановления энергетического потенциала города. Умер 30 апреля 1949 г. в Ленинграде и похоронен на Большеохтинском кладбище. Именем Графтио в 1949 г. названа бывшая Пермская улица на Петроградской стороне. На доме по пр. Добролюбова, 25, где он жил в 1914−1949 гг., − мемориальная доска. Имя Графтио присвоено Нижнесвирской ГЭС. В г. Волхов и п. Свирьстрой установлены памятники ученому.
Мемориальная доска − ул. проф. Попова, 5/3
Мемориальная доска − пр. Добролюбова, 25
Мемориальная доска − Московский пр., 9
Ул. Графтио
6. Как ты думаешь, можно ли проявить творчество в учебном труде? Вспомни, когда тебе это удавалось. Какие чувства ты при этом испытывал?
Ответ:
Да. Например, когда делаешь задание по ИЗО, труду. Когда делаешь доклад, сообщение хочется найти самую интересную информацию, картинки, фотографии. Когда ты видишь результат своего труда, то испытываешь радость, приятные чувства, стараешься сделать работу лучше.
Практикум
1. Как ты понимаешь английскую пословицу «Цена работника — его зарплата»?
Ответ:
Тебе будут платить столько, на сколько ты хорошо работаешь.
2. Люди стремятся к богатству для того, чтобы увеличить своё благосостояние, удовлетворить свои потребности, быть независимыми. Дополни перечень.
Люди стремятся к богатству для того, чтобы:
1) Увеличить свое благосостояние;
2) Удовлетворить свои потребности;
3) Быть независимым;
4) Получить власть над другими людьми;
5) Осуществить свои мечты;
6) Доказать своё превосходство.
3. Подготовьте коллективно (в группах) ответ на вопрос: «Кого называют людьми творческих профессий?» Приведите примеры людей таких профессий.
Людьми творческих профессий называют трудящихся главным образом в сферах искусства и культуры. Люди творческих профессий − это люди, в чьих интересах создание чего−то нового, чего не было до них: музыка, картины, скульптура и архитектура. Чаще всего у людей творческих профессий гибкий график, в большинстве случаев они работают на себя − например, фотографы. Также творческими профессиями можно назвать ювелиров, дизайнеров и писателей.
4. Поработай со словарём или с сайтами Интернета: узнай историю поговорки «Бить баклуши». Выскажи своё мнение: человек, который бил баклуши, был ремесленником или творцом?
Ответ:
На Руси было такое дело — выбивать или бить баклуши. Баклуши — деревянные брусочки, из которых потом делали ложки. Так вот само это занятие было простым по сравнению с другими деревенскими работами (пашня, дойка, рубка дров) и мозгов особо не требовало. Поэтому, думаю, и возникло такое выражение — «бить баклуши», т.е. праздно, без особой пользы проводить время. Человек, который имел привычку бить баклуши, был скорее всего ремесленником и определенно не гением и не творцом.
5. Поработай над проектом «Творчество в науке и искусстве»:
— выбери тему из предложенных («Автомобиль будущего: каким он будет?», «Как дом «вышел» из−подземли», «От печатной книги до интернет−книги»);
— Составь план сообщения (доклада) и презентации;
— подбери информацию по выбранной теме (для этого обратись в библиотеку или загляни в Интернет);
— подбери иллюстративный материал;
— делай презентацию и подготовь текст сообщения (доклада).
«Творчество в науке и искусстве»
«Автомобиль будущего: каким он будет?»
− какой автомобиль сейчас
− почему автомобиль должен измениться
− какие прогнозы были у прошлых поколений относительно сегодня
− каким автомобиль будет через 15 лет
− каким автомобиль будет через 30 летСейчас большинство легковых автомобилей имеют стандартный вид. Большая часть из них работает на бензине, кто−то рискует и заправляет машину газом. А есть те смельчаки, что купил электрокар и часто заряжает автомобиль для поездки.
Автомобиль должен измениться, потому что изменяется все – и речь идет не только о технике. Потребности человека меняются и это вызывает новые технологии и техники, которые применяются в жизни. Поэтому автомобиль изменится для того, чтобы соответствовать потребностям будущих поколений людей.
Например, люди 19−20 века верили в то, что в конце 90−х и в начала 00−х мы будем ездить на летающих автомобилях. Однако, все оказалось совсем не так. Автомобили есть, самолеты летают, но летающего автомобиля пока не придумали.
Думаю, что значительная часть автомобилей через 15 лет перестанет работать на бензине и прочем топливе. Либо это будет экотопливо, либо автомобили будут ездить на зарядке. А через 30 лет, я верю, все автомобили будет ездить именно так, и нефть перерабатываться в бензин не будет вовсе. Также через 30 лет все больше автомобилей будут беспилотными.