Страница 10-14 ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Упражнение № 11. Прочитайте. Объясните смысл пословиц.
Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Не стоит забывать своих друзей никогда.
Ищи товарища лучше, а не хуже себя. Нужно выбирать себе в товарищи достойного человека.
Делу время, а потехе час. Нужно отдавать делам больше времени, чем развлечениям.
• Спишите. Подчеркните буквы, обозначающие непарные шипящие согласные звуки. Произнесите каждый шипящий звук. ([ж], [ш], [щ’], [ч’])
Пишем:
Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
Ищи товарища лучше, а не хуже себя.
Делу время, а потехе час.
Упражнение № 12. Произнесите звуки. В какие группы их можно объединить?
[ж], [ч‘], [щ‘], [ш].
• Расскажите, что вы знаете о каждом шипящем согласном звуке. Приведите примеры слов, где есть шипящий звук.
Ответ:
Данные звуки можно объединить в две группы:
[ж], [ш] — непарные твёрдые шипящие согласные звуки,
[щ’], [ч’] — непарные мягкие шипящие согласные звуки.Мышь, жизнь, чашка, речка, щенок, помощник.
Упражнение № 13. Прочитайте. Произнесите слоги.
• Какой гласный звук произносится в словах каждой группы? А какими буквами он обозначен?
В первой группе звук [ы], обозначен буквами и, ы.
Во второй группе звук [а] обозначен буквами а, я.
В третьем случае звук [у] обозначен буквами у, ю.
• В каких слогах написание букв и, а, у надо запомнить? Почему?
В слогах жи-ши, ча-ща, чу-щу написание букв и, а, у надо запомнить, потому что это орфограммы.
• Кто больше подберёт слов, в которых встречаются слоги или буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу?
Мыши, ёжики, ужи, лужи, крыши, моржи, малыши, ерши, машина, вершина, шина, лыжи, жизнь, камыши.
Роща, чаща, свеча, пища, туча, саранча, чашка, чай, чайник, задача, удача, дача, щавель, площадка.
Чудо, щука, ухвачу, лечу, кричу, хочу, ищу, чулок, чувство, чутьё, сообщу, угощу, щупальца, молчу.