Ответы к странице 123
Упражнение 259, с. 123
259. Прочитайте.
Дети были очень милые. Настя1 была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом. Веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком.
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый2, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.
М. Пришвин
Докажите, что данный текст – сравнительное описание. Какое это описание: деловое или художественное?
Данный текст является сравнительным художественным описанием. Дети сравниваются по возрасту и внешнему виду.
Какими вы представили Митрашу и Настю? Что понравилось вам в описании портретов детей?
Митраша десятилетний мальчик. Маленький, пухлый, с большим лбом и широким затылком. Упрямый и сильный.
Настя двенадцатилетняя девочка, с золотыми волосами и длинными ножками. Веснушчатая, с курносым носиком.
Составьте свой текст – сравнительное описание ваших друзей, товарищей по школе или родных. Подумайте, по каким признакам вы будете проводить сравнение (лицо, причёска, одежда, черты характера).
Подготовьтесь рассказать составленный текст. Начните так: «Ира и Лена — мои подруги. Это очень милые, симпатичные девочки…»
Сёма и Артём — мои друзья. Мы живём в одном доме. Сёма очень высокий. У него тонкие длинные ноги и руки. Сёма всегда ходит растрёпанным, его светлые волосы невозможно уложить. Сёма добродушный и начитанный.
Артём небольшого роста. У него тёмные волосы и большие синие глаза. Он умный и сообразительный.
Еще текст:
Лера и Вика — мои подруги. Лера высокая. У неё длинные тёмные волосы, она заплетает их в длинную косу. Лера молчаливая, но всегда готова прийти на помощь. Она хорошо учится и гордится этим. Лера много читает, с ней очень интересно обсуждать новые книги.
Вика тоже высокая. Она улыбчивая и общительная, открытая и искренняя. У Вики длинные светлые волосы, которые она собирает в хвост на затылке. У неё удивительные глаза, цвет которых меняется от погоды и настроения. С ней всегда очень весело.
Я люблю своих подруг и провожу с ними немало времени.Настя [на́с’т’а] – 2 слога.
н – [н] – согл., звонк. непарн., твёрд. парн.;
а – [а] – гласн., ударн.;
с – [с’] – согл., глух. парн., мягк. парн.;
т – [т’] – согл., глух. парн., мягк. парн.;
я – [а] – гласн., безуд.
5 б., 5 зв.лобастый (лоб- – корень, -аст – суффикс, -ый – окончание, лобаст- – основа слова)
Упражнение 260, с. 123
260. Прочитайте. Определите тип текста. В каких словах выражена главная мысль?
Повествование. Главная мысль: солнце играет!
Спишите текст.
В старом учебнике требуется еще подчеркнуть в словах орфограммы.
Меня разбудили на рассвете: «Погляди — солнце играет!» Я смотрю в окно. За деревьями дальнего леса восходит огромное, яркое, как бы расплавленное, солнце. Оно распухает, раздувается, точно огненный пылающий шар: играет!
И. Соколов-МикитовДальнего (леса) — прил. какого?, н. ф. – дальний, м. р., в Р. п., в ед. ч., определение.