Ответы к странице 135
§42. Однородные и неоднородные определения
Упражнение 243. Вставьте на месте пропуска определения, обозначающие указанный в скобках признак. Запишите предложения. В каких из них определения являются неоднородными? Как вы это определили?
1. Мимо станции промчался −−−−− −−−−−− поезд (длина).
2. Мне подарили −−−−− −−−−− иллюстрированную книгу (размер).
3. Возле поликлиники и стадиона росли −−−−− −−−− стройные сосны (возраст).
4. Витрину магазина украшали мета(л, лл)ические −−−−− −−−−−− игрушки (материал).
5. Этот −−−−− −−−−− карма(н, нн)ый фонарик удобен для туриста (размер).
6. Ещё один большой −−−−−− −−−−− дом выстроили в юго−западной части города (материал).
7. На молодёжном фестивале исполнялись ру(с, сс)кие −−−− −−−− −−−− −−−− песни (принадлежность).
Ответ
1. Мимо станции промчался длинный товарный поезд.
2. Мне подарили большую иллюстрированную книгу. (Повеств., невоскл., простое, неопред.−личное, распр., не ослож.)
3. Возле поликлиники и стадиона росли старые стройные сосны.
4. Витрину магазина украшали металлические, глиняные игрушки.
5. Этот небольшой карманный фонарик удобен для туриста.
6. Ещё один большой кирпичный дом выстроили в юго-западной части города. (Повеств., невоскл., простое, неопред.−личное, распр., не ослож.)
7. На молодёжном фестивале исполнялись русские народные песни.Определения являются неоднородными во всех предложениях, кроме 4. Определения неоднородные, так как они характеризуют разные признаки предмета.
Упражнение 244. Распространите предложения двумя способами.
I. Чтобы определения были однородными. т. е. характеризовали однотипные признаки предмета.
1. В питомнике научились выводить − − норок.
2. На свеж..м снегу нетрудно было заметить − − следы.
3. Осенью бывает пр..ятно собрать и пр..нести домой букет из − − листьев клёна.
II. Чтобы определения были неоднородными, т.е. характеризовали предмет разных сторон.
1. Джинсы − это −− −−.
2. Вельвет − −− −− ткань с ворсом, выходящим на лицевую поверхность в виде рубчиков.
З. Ситец − −− −− ткань с отделкой в виде цветов орнамента.
4. Атлас − −− −− ткань, которая известна в русском быту со времён контактов Древней Руси с Византией.
Ответ
Предложения с однородными определениями:
1. В питомнике научились выводить белых, серых норок.
2. На свежем снегу нетрудно было заметить лисьи, заячьи следы.
3. Осенью бывает приятно собрать и принести домой букет из жёлтых, оранжевых листьев клёна.Предложения с неоднородными определениями:
1. Джинсы − это практичные удобные брюки.
2. Вельвет − приятная прочная ткань с ворсом, выходящим на лицевую поверхность в виде рубчиков.
З. Ситец − натуральная хлопковая ткань с отделкой в виде цветов орнамента.
4. Атлас − гладкая блестящая ткань, которая известна в русском быту со времён контактов Древней Руси с Византией.
Упражнение 245. В художественном тексте возможно такое сближение значений неоднородных определений, что они характеризуют предмет как бы с одной стороны. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Если в тексте есть однородные определения, то подчеркните их. Значком Х обозначьте слово, к которому относятся однородные определения.
1. Чародейкою Зимою
Ок..лдован лес стоит
И под снежной б..хромою
Неподвижною немою
Чудной жизнью он бл..стит.
2. Весна идёт весна идёт!
И тихих тёплых майских дней
Румя(н‚ нн)ый светлый хоровод
Толпит(?)ся весело за ней.
3. Чу! За белой дымной туч..й
Глухо прок..тился гром;
Небо молнией летуч..й
Оп..ясалось крутом.
(Ф. Тютчев)
Ответ
Чародейкою Зимою
Околдован лес стоит −
И под снежной Хбахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Весна идёт, весна идёт!
И тихих, тёплых майских Хдней
Румяный, светлый Ххоровод
Толпится весело за ней.
Чу! За белой дымной Хтучей
Глухо прокатился гром;
Небо молнией летучей
Опоясалось крутом.
(Ф. Тютчев)