Ответ к упражнению 138
В парах слов, предлагаемых школьникам для анализа, они сразу видят ту букву, которая должна быть на месте вопросительного знака, поскольку она прописана в проверочном слове. Цель упражнения — не в том, чтобы школьник определил эту букву, но в том, чтобы он освоил устное и письменное рассуждение. Важно также, чтобы он правильно назвал чередующиеся звуки.
Так, в первой паре слов (праздник — празден: от слова праздный — незанятый трудом) чередуются нулевой звук и мягкий звук [д’]. Письменно это должно выглядеть так: Д: [-]/[д’]. Это расшифровывается следующим образом: буква Д обозначает в первом слове нулевой звук, а во втором слове — мягкий звук [д’]. В паре ненастный — ненастье чередуется нулевой звук и звук [т’]. Т: [-] [т’]. В паре грустный — грусть — Т: [-]/ [т’]. В паре капустный — капуста — Т: [-] / [т]. В паре счастливый — счастье — Т: [-] / [т’]. В паре несчастный — несчастье — Т: [-] / [т’]. В паре солнце — солнечный — Л: [-] / [л]. В паре звездный — звезда — Д: [-] / [д]. Только осознание закономерности (что буква в родственных словах обозначает и нулевой, и настоящий звуки), которое происходит в процессе проговаривания и записи, позволит школьнику узнавать слова с непроизносимыми звуками в контексте других слов и записывать их правильно.
здравствуй — здравие — В [-] / [в’]
праздник — празден — Д: [-]/[д’]
ненастный — ненастье — Т: [-] [т’]
грустный — грусть — Т: [-]/ [т’]
капустный —капуста — Т: [-] / [т]
счастливый — счастье — Т: [-] / [т’]
несчастный — несчастье — Т: [-] / [т’]
солнце — солнечный — Л: [-] / [л]
звездный — звезда — Д: [-] / [д].
Если буква заблудилась (с.134)
Дети должны дать характеристики звукам [д] и [т].
— Дайте с нитками катушку:
Я сейчас зашью подушку.
Слова кадушку и катушку отличаются звуками [д] и [т]. Оба твердые, но первый — звонкий, а второй — глухой.