№ 23-35ГДЗ ответы к учебнику литература 7 класс часть 1, Коровина

№ 23-35ГДЗ ответы к учебнику литература 7 класс часть 1, Коровина

«Садко»

Размышляем о прочитанном (с.34)

1. К какому циклу относится былина «Садко*? Какова ее тема?

Былина «Садко» относится к новгородскому циклу, тема её — жизнь купцов, организация торговли.

2. Расскажите о главном герое былины, истории его жизни и путешествий.

В былине рассказывается о жизни Садко. Имущества вначале у него никакого не было, он ходил на пиры, где играл на гуслях. Из-за того, что его несколько дней не приглашали на пиры, он стал играть на берегу Ильмень-озера, чем пленил морского царя. Царь научил Садко «заложить буйну голову» в обмен на товары купцов, он и помог герою выиграть этот спор. Так Садко стал богатым и начал торговать. Торговля шла удачно, и Садко похвастался, что скупит все товары новгородские. Но он не смог этого сделать, потому что в Новгород прибывали товары отовсюду. После этого Садко погрузил все, что ему удалось купить, на корабли и поехал торговать. «Получал барыши великие» и поехал назад в Новгород.
По пути корабли настигла буря, Садко решил, что морской царь требует его в жертву. Он уснул на дощечке в море и очутился у морского царя. Тот заставил его играть на гуслях, сам начал плясать, после чего на море поднялась буря. Из-за этого стало гибнуть большое количество людей. Нард стал молиться Миколе Можайскому, он и помог Садко выбраться со дна морского.
После этого случая Садко построил церковь Миколе Можайскому, перестал ездить торговать, стал жить в Новгороде.

3. Как оказался Садко «во синем море»? Что увидел у царя морского? Чем закончились путешествия Садко?

Царь бурей требовал уплаты дани, по жребию к царю должен был отправиться именно Садко, что он и сделал. У царя морского он увидел его палаты, самого царя, а еще сквозь воду он видел солнце и зори, вечернюю и утреннюю.
Путешествие при помощи святого Миколы Можайского закончилось благополучно: Садко оказался на новгородской земле, решил больше не плавать по морю, а стал «поживать» в Новгороде.

4. За что и чем хотел пожаловать его царь морской?

Морскому царю очень понравилась игра Садко на гуслях, он хотел отблагодарить (пожаловать) его и женить на своей дочери.

Читаем самостоятельно (с.35)

Прочитайте самостоятельно былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Ответьте на следующие вопросы:

1. К какому циклу былин можно отнести прочитанную вами былину? Какой теме она посвящена?

Эту былину следует отнести к Киевскому циклу. Её тема — защита Руси от врагов.
В былине рассказывается о том, как Илья Муромец, ехав к обедне в Киев, выбрал более короткую прямую дорогу, по которой никто не ездил из-за Соловья-разбойника. Встретив Соловья-разбойника, Илья Муромец победил его, тем самым освободив «прямоезжую дорогу» на Киев.
Характер Ильи Муромца серьезный, он человек храбрый, прямой. Говорит Илья достойно, речь его спокойная, размеренная. Так же он и ведет себя. Илья Муромец смелый, бесстрашный, без раздумий он вступает в схватку с Соловьем-разбойником, по приезде к князю Владимиру он не хвастает, а ведет себя «по-ученому».
Настроение былины торжественное, оно выражено в заключительных строках, где рассказывается о людской благодарности.

2. Почему Илья Муромец отказался стать черниговским воеводой и что помогло «славному богатырю святорусскому» победить Соловья-разбойника? Как в былине выражается отношение народа к богатырю и что сближает его с героями народных сказок? Каким предстает перед нами Илья Муромец? Постарайтесь нарисовать устный портрет героя, используя текст былины.

Илья Муромец отказался стать в Чернигове воеводой, потому что цель его была иная: попасть к обедне в Киев, а целью его жизни была защита земли Русской.
Он победил Соловья-разбойника, потому что не сомневался в своей правоте, жаждал справедливости, верил в свои силы.
Отношение народа к Илье Муромцу в былине выражается, во-первых, при помощи гиперболы (преувеличения). Преувеличиваются сила Ильи, его способности. Также отношение выражается при помощи эпитетов («удаленький дородный добрый молодец»). Отношение других героев былины к Илье Муромцу (Соловей-разбойник боится его, черниговские мужики уважают) тоже говорит о том, что народ относится к герою с уважением и любовью.
С героями сказок Илью сближает то, что он наделен неким волшебным даром преодолевать пространство, борется со злом и одерживает победу.
Илья Муромец — человек высокий, крупный, плотного телосложения. У него серьезное лицо, есть борода, усы. Одежда на нем богатырская: кольчуга, шлем, он возит с собой щит и колчан со стрелами, стреляет он из лука, причем очень метко.

4. В тексте часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют?

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами часто используются в былинах (детушки, дорожка, скорешенько, лесушки, обеденка, дороженька, реченька). Это отражение народно-поэтического восприятия жизни, а также способ выражения авторского отношения к героям и событиям.

Какие черты характера Ильи Муромца проявились во время боя? Что, кроме бесстрашия, помогает ему одолеть Соловья-разбойника? Как он говорит об этом сам?

Во время боя проявилось бесстрашие, умение владеть собой. Илья Муромец твердо верит в то, что Соловью-разбойнику пора прекратить разбойничать, «полно вдовить жен молодых, полно сиротить малых детушек». Герой совершает свой подвиг не ради славы, а ради людей.

5. Как вы понимаете концовку былины?

Концовка былины (две последние строчки) говорит о том, что люди высоко оценили подвиг Ильи Муромца, потому что он защитил их.

Литература и другие виды искусства

Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений, например картин: «Богатыри», «Витязь на распутье» В. Васнецова, «Садко» И. Репина, «Дружина Вольги» И. Билибина, иллюстраций Н. Рериха, художников Палеха и пр. Какие музыкальные произведения, картины и иллюстрации, написанные на былинные сюжеты, вам известны? Какое впечатление они произвели на вас? Расскажите об одном из таких произведений.

Мне известны «Богатыри», «Витязь на распутье» В. Васнецова, «Садко» И. Репина, «Дружина Вольги» И. Билибина, иллюстраций Н. Рериха. Музвкальные произведения: «Богатырские ворота» Мусоргского, опера «Садко» Римского-Корсакова.

   Садко — опера-былина в семи картинах Николая Андреевича Римского-Корсакова на либретто композитора и В.И.Бельского, основанное на старинных русских былинах. У Н.А. Римского-Корсакова два произведения, которые носят название «Садко» — музыкальная картина для оркестра и опера-былина. Первое было написано в 1867 году, второе — почти тридцать лет спустя, в 1896 году. Можно поражаться, насколько рано сформировался у Римского-Корсакова интерес к русской старине и народной культуре и какое глубокое развитие он получил на протяжении всей жизни композитора.
   В начале лета 1894 года Римский-Корсаков получил письмо от известного историка музыки Н.Ф.Финдейзена, в котором тот убеждал композитора приняться за оперу на сюжет «Садко». При этом он предлагал даже свой собственный план либретто. Это письмо послужило новым толчком для фантазии композитора. 
    Работа над оперой началась летом 1894 года в Вечаше — чудесном месте, где было большое озеро, огромный старинный сад, прекрасное. купанье. «Помнится, что местом сочинения (…) часто служили для меня длинные мостки с берега до купальни в озеро, — вспоминал Римский-Корсаков. — Мостки шли среди тростников: с одной стороны виднелись наклонившиеся большие ивы сада, с другой — раскидывалось озеро Песно. Все это как-то располагало к думам о «Садко»». Следующее лето композитор провел там же, и теперь работа над «Садко» шла безостановочно. Картины писались одна за другой.
   Полностью опера была закончена осенью 1896 года. Ее первым издателем был М.П.Беляев. Той же осенью опера была предложена дирекции Мариинского театра, но встретила холодный прием; Николай II вычеркнул ее из репертуара. Премьера «Садко» состоялась на сцене Московской частной оперы С.И. Мамонтова 7 января 1898 года и прошла с большим успехом.

Проект

1.  Подготовьте иллюстрированный электронный сборник «Русские былины» с краткой вступительной статьёй и небольшим словариком устаревших слов.
2.  Организуйте и проведите литературный вечер, завершающий изучение былин.

Вступительная статья

Были́на (народное название стáрина) — древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории XI—XVI веков.  Впервые термин «былины» был введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году. Иван Сахаров предложил его, исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам». Одних былин киевского цикла собрано: в Московской губернии — 3, в Нижегородской — 6, в Саратовской — 10, в Симбирской — 22, в Сибири — 29, в Архангельской — 34, в Олонецкой — до 300. Всех вместе около 400, не считая былин новгородского цикла и позднейших (московских и других). Все известные былины принято делить по месту своего происхождения: на киевские, новгородские и общерусские (более поздние). 
                                                                     По материалам Википедии.

В сборник можно включить былины:

Вавила и скоморохи
Вольга и Микула Селянинович
Добрыня и Алёша
Добрыня и Змей
Иван — гостиный сын
Илья Муромец и Калин-царь
Илья Муромец и Соловей Разбойник
Садко
Ставр Годинович
Русские богатыри
Вольга Всеславьевич
Микула Селянинович
Святогор-богатырь
Алеша Попович и Тугарин Змеевич
Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча
Добрыня Никитич в отъезде
Как Илья из Мурома богатырем стал
Первый бой Ильи Муромца
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Как Илья от Святогора меч получил
Илья избавляет Царьград от Идолища
На заставе богатырской
Три поездки Ильи Муромца
Как Илья поссорился с князем Владимиром
Илья Муромец и Калин-царь
Про прекрасную Василису Микулишну
Соловей Будимирович
Садко в подводном царстве
Как Михайло Казаринов от татарского плена девушку спас

Словарик устаревших слов

Устаревшие слова в былине «Вольга и Микула Селянинович»

АЛАБУШ (АЛЯБЫШ). Лепешка. Перен. Удар ладонью, оплеуха, шлепок. Тот дал ему по тяпушу, прибавил по алабушу. Да прибавил на ж[опу] по алябышу. Уменьш. Алабушек. На другую посадил алабушек.

АРАВИТСКИЙ. Арабский. Да и набрал много скатняго жемчуга, / Да и больше того он набрал меди аравитские. / Котора была медь аравитская, / Никогда она не бусела и не ржавела.

БАСА. 1. Краса, красота. 2. Украшение. Это не ради басы — ради крепости.

БАСИТЬ. 1. Рядиться, наряжаться. 2. Щеголять, красоваться, выказываться молодечеством, статью, щегольскою одежею. 3. Занимать в беседе других, краснобаить, потешать россказнями. Щапить-басить да им по три года, / На кажный день да платья сменные.

БАЯТЬ. Рассказывать басни, вымыслы; говорить, болтать. Буйны ветрушки там на меня не веяли, / Добры б людушки там про меня не баяли.

БОГОРЯЖЕНАЯ, БОГОСУЖЕНАЯ. Невеста. Я бы знаю бы себе да богосужену… богоряжену. Богосуженый. Жених. Видно, тут мне буде богосуженой.

БОЖАТУШКА. Крестная мать. Да не Дюкова здесь а есть я матушка, / А Дюкова здесь а есть я божатушка.

БРАТЫНЯ. Большой металлический или деревянный сосуд, обычно с носиком, для пива или браги. Наливали братыню зелена вина.

БРАТЧИНА. Спиртной напиток из меда. Братчину пить бы медовую.

БУРЗОМЕЦКИЙ. Языческий (про копье, меч). Да не было у Добрыни платья цветнаго, / Да не было меча да бурзомецкаго.

БЫЛИЦА. Действительный случай, правда. А ной хвастал как былицею, / А ной фастал у вас да небылицею.

ВЕЖЕСТВО. Ведение, родовое знание, соблюдение закона предков, норм, принятых в коллективе; позднее — вежливость, умение воздать честь, показать вежливое (культурное) обхождение, воспитанность.

Я бы рада тебя, дитятко, спородити​… / Красотой бы я в Осипа Прекрасного, / Я походкою бы тебя щепливою / Во того Чурилу во Пленковича, / Я бы вежеством в Добрынюшку Никитича.
ВЕДОМ. Известие, сообщение, приглашение. Посылала она ведом королю да Политовскому, / Что наехал бы король да Политовский.

ВИНО ЗЕЛЕНО. Вероятно, самогон, настоянный на травах. Выпивает зелена вина.

ВРАСТОПАШЕЧКУ. Нараспашку. Выставал Илья да на резвы ноги, / Надевал халат врастопашечку.

ВЫТЬ (СЫТЬ). 1. Количество пищи, которое человек может съесть в один прием, на завтрак, обед или ужин. Он по кулю да хлеба к выти ест. 2. Еда, пища. Ах ты, волчья сыть, медвежья выть!

ВЫХЕРИВАТЬ. Перечеркивать накрест написанное. Приезжал к тому серу камешку, / Старую подпись выхеривал, / Новую подпись написывал.

ВЯЗ. Дубина. Хватал Василий свой червленый вяз.

ГРАЯТЬ. Издавать громкие беспорядочные крики, каркать (о воронах, грачах, галках). Ай грае ворон ведь да по-враниному.

ГРИДНЯ. 1. Помещение, где князь и дружина устраивали приемы и торжественные церемонии. 2. Верхние покои знатных лиц. Отправлялись же ко ласковому князю ко Владимиру, / Да во гридни шли они да во столовые.

ГРЯДКА. Доска, перекладина, куда складывали или вешали одежду. Однорядочку снял да клал на грядочку, / А зелн сафьян сапожки клал под лавочку.

ГУЗНО. Седалищная часть тела. Не выслуга будёт богатырская лёжать-де под гузном нынь под бабьи тим.

ДОЛЮБИ. Досыта, до полного удовлетворения. Ели они досыти, пили долюби.

ДОСЮЛЕШНИЙ. Прежний, старинный, давнишний. Получайте-тко вы дани себе выходы / И за старые за года, и за нынешний, / Да и за вси вы за времена да й за досюлешни.

ДОСЮЛЬ. В прошлом, в прежние времена. У моего досюль у батюшка‑родителя / Было коровищо‑обжорищо.
ДРОВА. Подарки. А этыи дрова князю полюбилисе.

ЁБРЮШИТЬСЯ. Обрушиться, упасть, рухнуть. У старого ноньце конь, право, ёбрюшилса.

ЖЕРСТВОВАТЬ. Говорить, вещать. Жерствуе конь языком человечьиим.

ЖИЖЛЕЦ. Ящерица. Закричал Илья да громким голосом. / У богатыря конь-от на колени пал, / Выскочил спод стрмена багров жижлец. / Поди, жижлец, да на свою волю, / Лови, жижлец, да осетр-рыбу.

ЖУКОВИНЬЕ. Перстень с камнем, печаткой или с резной вставкой. Перецки тоненьки все по-женскому, / Где жуковинья ты были, да то место знать.

ЗАКЛЁКНУТЬСЯ. Подавиться, задохнуться при питье какой-либо жидкости. Хоте буде глонешь, заклёкнуться ти будёт.

ЗАПУРХИВАТЬ. Высоко залетать или заскакивать. Да ах же ты, Васильюшко Буслаевич! / Малолетно ты дитя, не запурхивай.

ЗАСЕЛЬЩИНА. Ирон., бран. Сельский житель, то же, что деревенщина. За смерд-от сидит да за засельщина.

ЗНАМЕЧКО. Метка, знак. — И ой же, Добрынина матушка! / Каке у Добрыни было знамечко? / — Знамечко было на головушки. / Ущупала ёна знамечко.

ЗНДЁБКА. Родимое пятно, родинка. А у моёго у милаго у дитятка / Была-то ведь зндёбка родимная, / А был-то на головке рубечёк-то есть.

ЗУБ РЫБИЙ. Обычно моржовый клык, также название резной кости и перламутра. В избушке не проста кровать, а слоновых костей, / Слоновых костей, зубья рыбьего.

ИГРАШКИ. Песни или мелодии. Мой муж прежде таки играшки играл.

КАЛИКА. 1. Паломник, странник. 2. Нищий странник, поющий духовные стихи, находящийся под покровительством церкви и причисленный к числу людей церковных. Свое название странники получили от греческого слова «ка́лиги» — это название обуви из кожи, затягивавшейся ремнем, которую они носили. Как приходит калика перехожая.

КОСЬ-ГЛАВА. Череп. Говорит кось-глава человеческа.

КОШКА. 1. Песчаная или каменистая отмель. 2. Низменный морской берег у подножия горы. Отросла бы-де кошка да нынь морска ле тут.

КРЯКНОВИСТЫЙ. Кряжистый, крепкий (о дубе). А ён как рвал сыря дуб да крякновистый.

КУЛЬ. Старая торговая мера сыпучих тел (около девяти пудов). Он по кулю да хлеба к выти ест. / По ведру вина да он на раз-то пьет.

КУПАВЫЙ. Красивый, пригожий. Ходил де гулял ужо купав молодец.

ЛЕЛЬКИ. Груди. Он правою рукою ю по лелькам бил, / А левою ногою ю под гузно пихнул.

МЕЖЕНЬ. Cередина лета, жаркое время; летний долгий день. Не во времечко белы снежки выпали, / Они выпали межень лета теплого.

МОСТ. Деревянный пол в избе. А й садился он на лавочку брусовую, / Утопил он очи во дубовый мост.

МУГАЗЕННЫЙ (МУГАЗЕЯ).
Магазин. Да привела его в амбары мугазенные, / Где-ка складены товары заморские.

НАКУРИТЬ. Добыть, приготовить в каком-л. количестве путем перегонки (курения). А ён пива накурил да гостей назвал.

НЕКЛАДЕНЫЙ. Некастрированный (о домашних животных). Тридевять кобылиц есть неезжаныих, / Тридевять жеребчиков некладеныих.

ОБЛАТЫНИТЬ. Опоганить, осквернить; обратить в католичество. Православную веру облатынить всю.

ОБЫДЁННАЯ ЦЕРКОВЬ. Здание церкви, построенное по обету за один день. Я построю те церковь обыдённую.

ОНОГДЫ. Недавно; позавчера, третьего дня. Оногда ночёвали, так знаем мы, / А ёна как звал его во спальню княженецкую.

ПАБЕДЬЕ. Время еды между завтраком и обедом. Он по другой день ездил с утра до пабедья.

ПАГУБА. Гибель. На старость мне — душа пагуба.

ПЕЛЬКИ. Грудь. А я вижу-то по пелькам, что ты женской полк.

ПЕРЕЩАПИТЬ. Взять верх над кем-либо, превзойти кого-либо. Перещапил он Чурила сына Плёнковича.

ПЕРЬКИ. Женские груди. Хочет пластать груди белыя, / А видит по перькам, что женский пол.

ПОКЛЯПЫЙ. Наклонившийся; кривой, изогнутый. А сидит Словей-то он да на семи дубах, / Это в восьмыи березищи покляпыи.

ПОЛЕНИЦА УДАЛАЯ. Богатырь. Были двенадцать людей — полениц приудалыих.

ПОЩАПКА. Щегольство. Да сидит тут Дюк да Степанович, / Он похвастал своей пощапкой молодецкой.

ПРИЗНАШКА. Примета, отличительный признак, по которому можно узнать кого-, что-л. Одну кисточку повесил золоченую, / Не для ради красы, басы, угожества, / Для ради признашки богатырскоей.

РОСТАНЬ (РОССТАНЬ). Место, где расходятся дороги; перекресток, развилка дорог. Приежжат молодец к ростаням широкиим.

РУШАТЬ. 1. Делить, кроить, резать (о пище). Рушать хлеб, пирог или жаркое. Он не ест, не пьет, не кушает, / Его белою лебедушки не рушает.
2. Нарушать. А не рушайте вы заповеди великой.
СКИМЕР (СКИМЕР-ЗВЕРЬ, СКИМОН-ЗВЕРЬ). Эпитет чудовища, сильной, злой собаки, волка. И впреди бежит-то собачка, лютой скимер-зверь.

СЛЕТНЫЙ. Южный. Незаложены ворота в слетну сторону.

ТЕМЛЯК. Петля из ремня или ленты на рукоятке шпаги, сабли, шашки, надеваемая на руку при пользовании оружием. И вынял с ножней да саблю вострую, / Да с того ли темляка богатырского.

ТРУНЬ (ТРУН, ТРУНЬЁ). Тряпка, отрепья, лохмотья, ветошь, обноски. А гуня на калике сорочинская, / А трунь на калике трипетова.

ТЬМА. Десять тысяч. У кажнаго короля да королевича / Силы по три тьмы, по три тысячи.

УГОЖЕСТВО. Красота. Красотой ведь да всем угожеством / Как не хуже Добрынюшки Микитица.

УПЕЧЕНКА. Место на зное, сильном тепле. Да садился Добрыня на упечинку, / Начал во гусли наигрывати.

ХОБОТЫ. Трубчатые рыла мифических чудищ, напоминающие щупальца; выбрасываются для захвата противника. А овваживать стала хоботы змеиныя. Он и хобот-то мечёт да по-змеиному.

ЧОБОТЫ. Вместо: чеботы. Сапоги. В одных беленьких чулочках и без чобота.

ШАЛЫГА. Дубина, палка, кнут, плетка. Сразу ребята взяли дорожные шалыги и вышли.

ШИРИНКА, ШИРИНОЧКА. 1. Полотенце. Вышиват она разны шириночки. 2. Шеренга, ряд. Становились они в одну шириночку.

ЩАП. Щеголь, франт, нарядный и причесанный напоказ. А нету-то да ведь смелостью / Противо смелаго Алешеньки Поповича, / Поступкою, походкою, пощапкою / Противо-то Чурилки щапа Плёнкова.

ЯГОДИЦА. Щека. А отсекли у ей [щуки] да праву ягодицу.

ЯСАК. Знак для тревоги; сигнал вообще; условный, не всякому понятный или вообще чужой язык. Заржал [бурушко] лошадиныим тут саком

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *