Стр. 232-233. В мире художественного слова Гоголя
1. Объясните значение данных слов и выражений: колядовать, парубок, волость, бричка, заниматься малеванием, покалякать, жеманиться, кокетка, франт, кожух, цирюльник, тирански, знахарь, кочерга, спесиво, шинок, заседатель, смушки, миряне, тавлинка, кныш, капелюхи, сотник. В случае затруднений обращайтесь к словарю.
Колядовать — ходить по дворам с пением колядок, собирая угощение, деньги.
Парубок — парень.
Волость — нижняя единица административно-территориального деления в России в сельской местности.
Бричка — повозка для перевозки людей.
Заниматься малеванием — заниматься рисованием.
Покалякать — поболтать.
Жеманиться — вести себя неестественно.
Кокетка — женщина, стремящаяся нравиться и привлекать внимание мужчин своей внешностью и манерами.
Франт — молодой человек, который любит модно одеваться.
Кожух — тулуп из овчины.
Цирюльник — исторически парикмахер и банщик, владеющий элементарными приёмами хирургии.
Тирански — вести себя как тиран.
Знахарь — лекарь, применяющий травы, заговоры, массирование, водолечение и другие в сочетании с различными ритуалами.
Кочерга — толстый железный прут с прямо загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
Спесиво — высокомерие.
Заседатель — чиновник (часто в суде).
Шинок — кабак.
Миряне — жители.
Кныш — пирог с начинкой.
Сотник — тот, кто руководит сотней казаков.
Капелюхи — немного.
Тавлинка — плоская табакерка из бересты.
Смушки — шкурка новорождённого ягнёнка ценной породы.
2. Прочитайте следующие цитаты, объясните значение выделенных слов.
«Проговоривши это, кузнец принялся снова бежать с мешком на спине. – Он повредился! — говорили парубки».
«Чёрт всплеснул руками и начал от радости галопировать на шее кузнеца».
«Так же как и её муж, она почти никогда не сидела дома и почти весь день пресмыкаласьу кумушек и зажиточных старух…»
«Так кузнец утонул! Боже ты мой, а какой важный живописец был!»
Повредился — сошёл с ума.
Галопировать — танцевать галопом.
Пресмыкалась — унижалась.
Важный — славный.
3. В следующем фрагменте отметьте средства художественной выразительности. С какой целью они употреблены?
«Последний день перед Рождеством прошёл. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле».
Ясная ночь — эпитет.
Глянули звёзды — олицетворение.
Месяц величаво поднялся — олицетворение.
Месяц заглядывал — олицетворение.
Дым пошёл — олицетворение.
Ведьма верхом на метле — метафора.
4. Выпишите из текста повести примеры афористической речи.
1) Дай Боже тебе всего, добра всякого в довольствии, хлеба в пропорции!
2) Но, Боже ты мой, отчего она так чертовски хороша?
3) Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова.
4) Тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами.
5. Найдите отрывок от слов: «Кумова жена была такого рода сокровище…» до слов: «… будет проходить мимо кумова огорода и выдерет любую из его плетня». Назовите приёмы, придающие тексту особую художественную выразительность.
В этом отрывке Н.В. Гоголь выбрал такие приёмы:
1. Описание. Гоголь описывает жену Кума.
2. Олицетворение. Гоголь олицетворяет их дом.
3. Диалог.
4. Метафоры.
6. Выпишите из текста повести слова и словосочетания, передающие колорит народной речи.
«Да, парубки, вам ли чета я? Вы поглядите на меня».
«Чего тебе ещё хочется? Ему, когда мёд, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жёстче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею».
«… я тебе достану такие черевики, какие редкая панночка носит».
«Куда ж мы понесем его? В шинок?».
«Всё добро, какое найдётся в моей скрыне, на церковь!».
«Моя жинка купила прошлый год на ярмарке кочергу, дала пивкопы, — та ничего… не больно».
«Здравствуйте, панове!».
«Мешки? А с чем мешки, с книшами или паляницами?».
После уроков
Подготовьте вопросы для викторины на тему «На родине Гоголя».
==