№ 232-257ГДЗ ответы к учебнику литература 7 класс часть 1, Коровина

№ 232-257ГДЗ ответы к учебнику литература 7 класс часть 1, Коровина

Николай Алексеевич Некрасов «Русские женщины»

Творческое задание (с. 233)

А. Т. Твардовский писал о книге стихотворений Некрасова, попавшей к нему в детские годы, как о самой дорогой, «заветной книге». Есть ли у вас «заветное» стихотворение Некрасова? Расскажите об этом.

У меня есть «заветное» стихотворение Некрасова. Я услышал его от своей прабабушки. Стихотворение называется «В полном разгаре страда деревенская» и рассказывает о тяжёлой судьбе русских женщин на селе.

Размышляем о прочитанном (с. 249)

1. Прошло почти два столетия после восстания декабристов 1825 года. Как сегодня воспринимаем мы подвиг декабристов и их жен? 

Известно, что толчком к формированию взглядов декабристов стала Отечественная война 1812 года и заграничные походы русской армии. В движении декабристов принимали участие наиболее образованные, деятельные представители дворянского сословия.
В концентрированном виде взгляды декабристов были изложены в двух программных документах — «Русской правде» П.И. Пестеля и конституции Н.М. Муравьева. Общие черты, объединяющие программы, были таковы: отмена крепостного права, наделение крестьян землей, введение гражданских прав и свобод, ликвидация неограниченного самодержавия, создание новой системы государственного управления.
В 1825 году после смерти Александра I сложилась уникальная система междуцарствия в связи с отречением Константина от престола. Декабристы решили воспользоваться случаем-и назначили выступление на 14 декабря. Они планировали заставить Сенат, не присягавший Николаю, подписать документ об отмене неограниченного самодержавия и проведении серии реформ.
Но восстание закончилось неудачно. Заговорщики были арестованы и после суда руководители движения (К. Рылеев, Н. Муравьев, П. Пестель, Н. Бестужев-Рюмин, С. Муравьев-Апостол) были казнены в Петропавловской крепости, а 120 рядовых участников были отправлены в ссылку и на каторгу.

2. Каким вы представляли себе тяжкий путь жен декабристов в Сибирь?

Вслед за своими мужьями в Сибирь последовали их жены (Е.И. Трубецкая, МН. Волконская, А.Г. Муравьева). Это был поистине героический поступок, который заставил говорить о декабристах и их женах все общество.
Путь в Сибирь в те времена был очень трудным. Железных дорог не было. Женщины должны были проехать в очень тяжелых условиях около 7000 километров.

Какие чувства поэма Некрасова вызвала у вас? Постарайтесь сформулировать тему и идею этого произведения.

Поэма H.A. Некрасова «Русские женщины» вызывает сочувствие к тем, кто поплатился за стремление улучшить жизнь Отчизны, но одновременно с этим вызывает чувство гордости за то, что дух людей оказался крепким, его не удалось сломать. Также восхищает любовь русских женщин к своим мужьям, доказывающая, что любовь сильнее всего и она сможет преодолеть любые препятствия.
Тема произведения — судьба жен декабристов. Идея такова: их решение поехать в Сибирь, поддержать мужей — подвиг, достойный восхищения.

3. Найдите в тексте авторские определения «почтенного генерала». Как они характеризуют отношение поэта к этому литературному персонажу?

Автор по-разному называет губернатора Иркутска: «начальник городской», «почтенный бригадир», «генерал», «упрямый старичок», «почтенный генерал», «старик», «старый генерал». Автор хочет сказать, что в душе этого человека борются чувство долга и человеческое чувство сострадания.
Он исполняет предписание, тогда он «генерал», он принимает решение отправить княгиню дальше в путь, тогда он «старый генерал». Опыт жизни подсказал ему, что те чувства, которые движут княгиней, высоки и прекрасны, человеческое побеждает в душе пожилого человека.

4. Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге? В чем пафос ее доводов в разговоров с генералом и какие из них нам кажутся особенно убедительными? В чем их сила?

Княгиня откровенно говорит генералу о светском обществе следующее (с. 250): оно занимается пустыми делами, клевета о продажность — норма жизни, торжествует в нем «нахальная дрянь», а лучшие люди уничтожены («где были дубы до небес, /А нынче пни торчат…» ). А её долг — поддержать мужа:

Нет, я не жалкая раба,
Я женщина, жена!

Она готова разделить с мужем, как и положено женщине, все тяготы жизни.
Пафос (ведущее настроение) её доводов очень высокий, можно даже сказать героический. Княгиня отстаивает право своего выбора, утверждает святость супружеского долга. Для неё поддержка близкого человека — самое важное в жизни, и это вызывает восхищение читателя. Княгиня поступок мужа объясняет любовью к Родине, и поэтому его судьбу она готова разделить. Пустота светской жизни противопоставляется её уверенности в правоте своего решения и решимости идти дальше.
Сила доводов в её убежденности, она не колеблется, переубедить и напугать её невозможно.

4. Как словарь героини Некрасова («я не жалкая раба», «гордость», «мой долг» и пр.) характеризует ее? Что вы можете сказать об отношении автора к ней? 

Словарь героини говорит о том, что перед нами человек с высоко развитым чувством собственного достоинства, она применяет по отношению к себе самые высокие понятия и следует своим убеждениям.
В начале поэмы княгиня Трубецкая показана в разговоре с отцом. Она очень любящая дочь, но жалость к отцу не может помешать ей ехать. «Не плачу я», — говорит княгиня, прощаясь о отцом. Это говорит о её стойкости, уверенности в своей правоте.
Княгиня считает, что отец может гордиться такой дочерью, она понимает, что её поступок — дело долга.
По пути в Иркутск спутник княгини заболел, а она продолжила путь одна. Необычайная жизненная стойкость рождена силой духа, устремленностью героини вперед.
В Иркутске ей пришлось задержаться из-за того, что генерал получил предписание не пропускать её дальше.
В диалоге генерала и. княгини раскрывается её мировоззрение: она настоящая русская женщина, уважающая себя, любящая мужа. Свой долг она видит в том, чтобы разделить участь мужа, даже если он считается преступником. Княгиня обличает жизнь светского общества, пренебрегает комфортом и удобством.
Сила её убеждения такова, что губернатор Иркутска проникся к ней уважением и состраданием. Он отправил её, вопреки предписанию, дальше.

Мой долг, — я слез не принесу
В проклятую тюрьму —
Я гордость, гордость в нем спасу,
Я силы дам ему!
Презренье к нашим палачам,
Сознанье правоты
Опорой верной будет нам.

Так считает княгиня. И с этими высокими мыслями она продолжает свой путь.

Творческое задание (с. 250) «Русские женщины»

Считаете ли вы поступок княгини Е. И. Трубецкой подвигом? Дайте развёрнутый письменный ответ на этот вопрос. Прочитайте самостоятельно стихотворение Н. А. Некрасова. Подумайте, в чём его главная мысль. Какие чувства вызывает оно у вас?

Поступок княгини Е.И. Трубецкой можно считать подвигом. Она бросила всё, что любила: дом, знакомых и поехала в ссылку к мужу – декабристу. Княгиня променяла уютную, роскошную жизнь на жизнь, полную лишений и страданий. Я восхищаюсь её подвигом.
Стихотворение Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…» рассказывает нам о женщине – крестьянке, которую наказывали кнутом. Это стихотворение вызывает смешанные чувства. С одной стороны, это гордость за русских женщин сильных духом. С другой стороны, это возмущение, потому что наказывают её несправедливо.

Фонохрестоматия. Русские женщины. Некрасов

1.  В первой части поэмы автор воссоздаёт картину прощания княгини Трубецкой с отцом. Старый граф молчит, поэт не говорит о его чувствах, но нам понятно состояние графа, мы догадываемся о его мыслях. Как поэту удалось показать переживания отца, провожающего дочь в страшные каторжные края? Как актриса помогает нам понять мысли и чувства графа?

Поэту удалось показать переживания отца с помощью его поведения:
«Сам граф подушки поправлял,
Медвежью полость в ноги стлал,
Творя молитву, образок
Повесил в правый уголок
И – зарыдал…Княгиня – дочь…
Куда – то едет в эту ночь…»
Актриса передает чувства графа с помощью интонации.

2.  Как вы считаете, почему княгиня в сцене прощания спокойна, непоколебимо уверена в верности выбранного решения? Может быть, период терзаний, сомнений уже пережит? Даёт ли основания для таких предположений своим чтением актриса?

Княгиня спокойна, потому что она пережила период терзаний, сомнений и твёрдо уверена в своём решении. Актриса ясно даёт понять, что княгиня настроена решительно.

3.  Вторая часть поэмы — долгий, многодневный диалог губернатора и княгини. Актёру удалось создать психологически сложный образ старого генерала. В чём противоречивость ситуации, в которой оказался генерал? Долг или сострадание заставляют его отговаривать, убеждать княгиню вернуться?

Противоречивость ситуации, в которой оказался генерал заключается в том, что с одной стороны, он относится к княгине, как отец, а с другой стороны он понимает чувства княгини.

4.  Как актёр средствами художественного чтения сумел передать борьбу, развитие чувств, переживаемых генералом в ходе диалога с княгиней?

С помощью интонации и пауз актёр передает борьбу, развитие чувств, переживаемых генералом.

«Несжатая полоса». Некрасов

Размышляем о прочитанном (с. 252)

1.  Что означает выражение «несжатая полоса»? Какую «полосу» имеет в виду Некрасов?

Несжатая полоса — часть поля, с которого не собран урожай. Исследователи считают, что образ несжатой полосы поэт мог заимствовать из народной песни «Полоса ль моя, да полосонька».

2.  От чьего лица поэт ведёт рассказ?

Повествование ведется от третьего лица, но в стихотворении основную часть занимает диалог пшеницы и ветра, они говорят от первого лица.

3.  Каким стихотворным размером написано стихотворение? Какие признаки этого размера вы можете назвать? Убедительно ли в нём выражается содержание стихотворения?

Трёхстопный дактиль, рифмовка парная ААВВ.

Творческое задание

Прочитайте самостоятельно стихотворение А. А. Фета «Музе» («Пришла и села. Счастлив и тревожен…»). Сопоставьте его со стихотворением Н. А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом…». Насколько различны образы Музы у двух поэтов? Почему?

Муза Фета «На облаке, незримая земле, / В венце из звезд, нетленная богиня, / С задумчивой улыбкой на челе», в то время как у Некрасова это «родная сестра» обычной крестьянки. Они очень отличаются, поскольку Некрасова вдохновляла жизнь обычных крестьян, а поэзия Фета больше лирическая.

«Размышления у парадного подъезда»

Размышляем о прочитанном (с. 257)

1. Против кого направлен гнев поэта? Какие чувства хочет разбудить и читателе Некрасов?

Гнев поэта направлен против такой особенности русской жизни: чиновник, живущий в доме с «парадным подъездом», должен служить людям. Но он этого не делает. Особенно возмущает автора то, что от парадного подъезда прогнали мужиков, которых Некрасов называет русскими людьми. «И пошли они, солнцем палимы…» Образ жизни «владельца роскошных палат» тоже вызывает гнев автора.
В читателе автор хочет разбудить чувство протеста, желание бороться с установленным порядком.

2. Как меняется интонация в стихотворении (от рассказа к негодованию, к ораторской, декламационной речи, а затем к жалобному стону и, наконец, к недоумённому вопросу)? Как эти изменения связаны со стилем?

Интонации меняются в соответствии с тем, какие чувства хочет вызвать поэт.

3. О сцене у парадного подъезда рассказала поэту Панаева, его жена. Как вы думаете, только ли этот эпизод изображен поэтом? Подготовьте устный ответ, подкрепив его цитатами из текста.

Частный случай, о котором рассказала поэту, послужил поводом для глубокого обобщения, сделанного H.A. Некрасовым при создании стихотворения.
В произведении противопоставляются два мира (с одной стороны — «владелец роскошных палат, а с другой — обозленные бедняки»).
В начале стихотворения говорится о том, что к некоторому парадному подъезду приходят разные люди, так что нет ничего странного в том, что «раз… сюда мужики подошли» результате они уходят «солнцем палимы», — значит, да взошло солнце, а вельможа еще объят сном.
Ситуация, показанная в стихотворении, типичная: швейцар прогнал мужиков, не дожидаясь пробуждения вельможи, значит, так бывает всегда.
Центральный мотив, пронизывающий описание вельможи, — мотив сна. Он и в прямом смысле спит, и в переносном — он не понимает смысла жизни, не осознает, что живет ради этих мужиков. Что в них его спасение.
Мотив сна связан и с судьбой народа:

Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?…

Заканчивая жизнеописание вельможи, автор предсказывает: «Ты уснешь». Заключая свое обращение к народу, и спрашивает: «Ты проснешься ль?» Так это стихотворенье является размышлением о судьбе всего русского народа который стонет под бременем невыносимой жизни, о котором не беспокоятся сильные мира сего.
Иллюстрации к стихотворению создал художник Д. Шмаринов. Они помогают представить ту печальную картину, которую увидела А .Я. Панаева: украшенный фонарями и фигурами львов подъезд и плохо одетые мужики, снявшие шапки, напрасно пришедшие сюда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *