Ответы к странице 244
Повторение
Контрольные вопросы
№1. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с прямой речью, если комментирующая часть стоит в середине прямой речи?
Ответ
Если комментирующая часть стоит в середине прямой речи, т. е. как бы разрывает её, то комментирующая часть всегда выделяется с обеих сторон тире.
№2. В каких случаях второй отрезок прямой речи пишется с большой буквы?
Ответ
Если на месте разрыва прямой речи стоит восклицательный знак, вопросительный знак или точка, то комментирующая часть также выделяется с обеих сторон тире. При этом восклицательный и вопросительный знаки сохраняются, а вместо точки ставится запятая; в конце комментирующей части ставится точка, а первое слово продолжающейся прямой речи пишется с большой буквы.
№3. Что такое цитата? Как она оформляется?
Ответ
Цитата — это дословная выдержка из какого−либо текста (устного или письменного). Дословно могут воспроизводиться слова, словосочетания, крылатые слова, фрагменты текста и целые тексты. Цитаты выделяются кавычками.
№4. Чем отличаются предложения с прямой речью от предложений с косвенной речью?
Ответ
В предложениях с прямой речью речь говорящего передается дословно, а в предложениях с косвенной речью − нет.
№5. Всегда ли прямая речь заключается в кавычки?
Ответ
В диалогах прямая речь не заключается в кавычки.
№6. В какой речи — научной или художественной — чаще употребляются цитаты, а в какой — диалог?
Ответ
В научной чаще употребляются цитаты, а в художественной − диалог.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В VII КЛАССЕ
Упражнение 430. Прочитайте предложения, данные слева. Ответьте на вопросы, поставленные к каждому из предложений.
Когда, в каких случаях уместно использовать один из этих способов передачи чужой речи?
Подсказка:
• если важно сохранить все особенности чужой речи, которые характеризуют состояние, характер, чувства говорящего;
• если нужно указать на источник передаваемой информации;
• если нужно кратко передать главное в сообщении (например, в кратких новостях по школьному радио);
• если нужно передать внутреннюю речь того, кто говорит как бы сам с собой, размышляет, выражает своё отношение к лицам или событиям.
Какие из этих способов чаще используются в произведениях писателей; в начале информационных новостей (при характеристике главных тем); при изложении самых различных речей и т. д.?
Ответ
1. Коля с радостью сказал: «Витя, я уже слышал о победном выигрыше твоей команды со счётом 2:0. Поздравляю тебя и всю твою команду!»
2. Коля сказал, что он уже слышал о победном выигрыше — со счётом 2:0 — Витиной команды и поздравляет всех.
1, 2. В первом предложении передается чужая речь с точностью, а во втором предложении слова говорящего передаются косвенно.
3. Коля передал сообщение о выигрыше команды Вити со счётом 2:0.
3. Слова «передал сообщение» помогают нам понять, что в этом предложении есть чужая речь.
4. Как сообщили Коле (по словам Коли), Витина команда выиграла со счётом 2:0.
4. Вводные словосочетания и предложения «Как сообщили Коле» «по словам Коли» указывают на источник сообщения.
5. Коля был в восторге. Витина команда должна была выиграть. 2:0 — серьёзная победа. Но как эти ребята серьёзно тренировались! Чего стоит один вратарь! Ни рот мяча не пропустил! Замечательная команда!
5. То, что думает про себя Коля, кавычками не выделяется.Первый и второй способы − если важно сохранить все особенности чужой речи, которые характеризуют состояние, характер, чувства говорящего; данные способы чаще используются в произведениях писателей, а также при изложении самых различных речей.
Четвертый способ — если нужно указать на источник передаваемой информации; чаще используется в начале информационных новостей (при характеристике главных тем).
Третий способ − если нужно кратко передать главное в сообщении (например, в кратких новостях по школьному радио).
Пятый способ — если нужно передать внутреннюю речь того, кто говорит как бы сам с собой, размышляет, выражает своё отношение к лицам или событиям.