№ §27 (стр. 107-116) Формирование культурного пространства единого российского государстваГДЗ ответы по истории России учебник 6 класс часть 2, Арсентьев, Данилов

№ §27 (стр. 107-116) Формирование культурного пространства единого российского государстваГДЗ ответы по истории России учебник 6 класс часть 2, Арсентьев, Данилов

§27  ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

Вопросы в тексте параграфа

Как борьба за независимость и процесс создания единого Российского государства влияли на развитие русской культуры XV в.?

В XV веке мироощущение жителей русских земель заметно изменилось. Более регулярным стало общение с представителями других стран, что позволяло знакомиться с другой культурой, обычаями, традицией. Тем не менее после заключения Флорентийской унии и падения Византии, русские стали понимать, что отныне Русь становится последним оплотом православия в мире. Это в свою очередь привело к мысли об исключительности русского народа. Через эту призму исключительности воспринимались всё новое, приходящее с Запада – католического мира.

Все это обусловило некоторую отстраненность от развития мировой культуры, что позволило, в том числе, говорить о начале формирования единой русской культуры. Местные различия культур русских земель стали сглаживаться, лучшие достижения отдельных русских земель, а также других народов стали находить свое место в единой русской культуре.

Процесс создания единого Российского государства оказал большое влияние на развитие отечественных летописей, которые стали писаться и использоваться в том числе для обоснования исключительности русского православного государства. Кроме того, летописи, как и большинство литературных произведений содержали главную идею – единого русского государства.

Особое положение Москвы как столицы единого государства требовало изменения её облика. Для реализации этой задачи были приглашены итальянские архитекторы, под руководством которых были возведены такие шедевры, как Успенский собор Московского Кремля, стены и башни Кремля, Архангельский собор, Грановитая палата. Все эти произведения искусства должны были свидетельствовать о величии государства.

Живопись так же претерпела влияние политики. Начала формироваться собственная московская школа живописи, которая хотя и основывалась на византийских приемах, но по сути уже ушла от византийских традиций. Яркими представителями новой школы стали Андрей Рублев и Дионисий. Для новой московской школы характерен синтез традиций Новгородской, Владимиро-Суздальской школы, а также византийского иконописания. Ей были чужды суровые лица святых, полные драматизма. Образы стали более просветлённые. На полотнах много света, умиротворения. Произведения Андрея Рублева и Дионисия отличает человечность, идея гармонии и согласия. Они несут миру чистоту, любовь, стремление к идеалу, счастью, несмотря на вражду, жестокость, тяготы и беды вокруг.

Какие города считались главными центрами русской культуры до Батыева нашествия?

В XII-XIII веках наиболее крупными культурными центрами были Великий Новгород, Владимир, Киев, Галич.

В чем состояла основная идея «Сказания о князьях Владимирских»?

Основная идея «Сказания о князьях Владимирских» была в том, что русские правители, преемники Владимира Мономаха, имели законное право на царский титул. Таким образом обосновывалось право московских великих князей наследовать киевским князьям в праве на самодержавную власть на Руси. Т.е. доказывалась, что Русское государство является наследником Киевской Руси, а Москва – преемницей Киева и Владимира.

Почему многие литературные произведения XV в. испытывали на себе влияние «Слова о полку Игореве»?

Автор «Слова о полку Игореве» призывал к объединению всех русских земель в борьбе с кочевниками. Идеи объединения играли главную роль и в произведениях, посвященных борьбе русского народа с татаро-монгольским игом. История сделала своеобразный виток, но идея объединения, прекращения усобиц, сплочения русского народа проходила красной нитью через все эти произведения.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Как изменение политического положения русских земель повлияло на изменение в восприятии окружающего мира их жителями?

После создания единого Русского государства, Флорентийской унии и падения Византии существенно изменилось мировоззрение русского человека. Во-первых, появилось ощущение исключительности, поскольку Русское государство фактически осталось единственным независимым православным центром, так называемым «Третьим Римом». Во-вторых, повысилась самооценка. Благодаря расширению связей с различными странами, русские люди стали знакомиться с традициями, бытом, культурой других стран. Однако, все эти новшества воспринимались через призму своей православной исключительности. Так что отношение русских к новинкам Запада скорее можно назвать недоверием, отрицанием. Обычно, такое отношение приводит к встречному непониманию, недоверию, а в последствии и к изоляции.

2. Назовите особенности русской культуры XV в.

Особенности развития русской культуры в XV — начале XVI в.:

сглаживание местных культурных различий;
использование достижений жителей русских земель и других народов;
расширение круга тем;
главная тема — рост мощи Русского государства;
интерес к семье, внутреннему миру человека;
заимствование иностранных культурных традиций — иностранные мастера, зодчие и художники приезжали работать в Русское государство.

3. Как изменившаяся политическая ситуация повлияла на русскую литературу?

В русской литературе по прежнему главной идеей было объединение в борьбе с общим врагом. Влияние старых литературных произведений на литературное творчество XV-XIV века велико. Однако стала появляться идея возвеличивания единой государственной власти, как главной силы противостояния всем врагам. Патриотические и православные мотивы звучат во всех литературных жанрах – от путевых заметок, до жития святых.

4. В чём главная идея теории «Москва — Третий Рим»?

Митрополит Зосима в своих трудах сравнивал Ивана III с римским императором Константином и обосновал мысль, что Москва — это новый Иерусалим. Он сделал попытку вывести родословную московских князей не только от византийских императоров, но и от римского императора Августа. В начале XVI в. оформилась идея о Москве как о Третьем Риме. Теория должна была показать преемственность Москвы в идеях христианства Римской империи (первый Рим) и Византии (второй Рим), а также подчеркнуть, что Москва (третий Рим) осталась единственным оплотом истинного христианства – православия.

Таким образом, теория «Москва — Третий Рим» была предопределена развитием политической мысли, ростом национального самосознания. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить свое влияние на русские земли. В этой теории воплотилось враждебное отношение к проникающему в Россию иноземному влиянию, содержалась проповедь национальной исключительности.

5. Какие изменения происходили в русском зодчестве и живописи XV в.? Расскажите об их достижениях.

Возвышение Москвы как центра объединения русских земель требовало подтверждения в архитектуре и живописи. Поэтому в Москве активно начинают строиться величественные храмы и дворцы. Впервые после Андрея Боголюбского Русь так широко распахнула двери иностранным мастерам, в первую очередь, итальянцам. В Италии в это время уже начал творить Леонардо, были достигнуты выдающиеся успехи в архитектуре. С привлечением к строительным проектам итальянских архитекторов на Руси возрождается производство и использование кирпичей. Под руководством итальянских мастеров белокаменные стены Кремля разбираются и возводятся заново из красного обожженного кирпича. Кирпич с белой штукатуркой используется и при сооружении новых храмов. В основе архитектурного стиля лежит величественный, торжественный и монументальный стиль Владимиро-Суздальской земли домонгольского периода. Впечатление русского человека от этой «церкви» выразил летописец: «Была же та церковь чудна очень величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством, такой прежде не бывало в Руси, кроме Владимирской церкви».

В XV веке в Москве складывается собственная школа живописи. Россия постепенно уходит от ярких красок, византийской суровости, жестких образов Феофана Грека и принимает иной стиль живописи – «светло радостный», гармонический, лирико-этический.

6. Охарактеризуйте особенности стиля Андрея Рублёва и Дионисия, используя только текст учебника.

Ярким представителем новой традиции стал монах Андрей Рублев. Его стиль – лиричный и светло-радостный с насыщенными, но не яркими красками. Ему удалось своим творчеством отразить мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви. Он создавал человечные и понятные образы, которые передавали душевные переживания и настроения людей того времени.

Еще одним представителем московской школы живописи XV-XIV века стал Дионисий. Работы Дионисия отличались утонченным рисунком и изысканным, нежным цветом. Они пронизаны настроением торжественной праздничности, светлой радости.

Работаем с картой

Ответы к учебнику «История России». Арсентьев, Данилов, 6 класс 2 часть (2016 г)

Рассмотрим карту на странице 110 второй части учебника

1. Покажите на карте путь Афанасия Никитина. Какие государства он посетил?

Пусть Афанасия Никитина обозначен на карте красными стрелками. Путешественник посетил: Казанское и Астраханское царство, Шемаху (ныне Азербайджан), Сари-Кашан-Йезд-Ормуз (тогда Персия, ныне Иран), Маскат (ныне Оман), Камбей-Джуннар-Бидар-Кулур (ныне Индия), заблудившись, доплыл до Эфиопии. Затем обратно через Персию в Османскую империю и города Трабзон (ныне Турция) — Бахчисарай (ныне Крым, Россия). Далее, через Киев (тогда Великое княжество Литовское, ныне Украина) к Смоленску, до которого он не доехал в связи со смертью.

2. Какие земли, острова были открыты русскими людьми?

Уральские горы, Зауралье, остров Колгуев, проливы, ведущие в Карское море, остров Новая Земля, Медвежий остров, восточный берег архипелага Шпицберген.

Изучаем документ

Ответы к учебнику «История России». Арсентьев, Данилов, 6 класс 2 часть (2016 г)

1. О каком произведении идёт речь?

Речь идет скорее всего о «Русском Хронографе» — сборнике летописных историй, представлявших собой попытку систематизации исторических сведений. К данным, почерпнутым из византийских хронистов, присоединялись довольно отрывочные сведения о болгарской и сербской истории и вносились русские известия; в позднейших редакциях заметны заимствования из польских хроник. Сборник отличался от летописей повествовательностью изложения (не всегда правдоподобного) и сильным уклоном в нравоучительность.

2. Как представлял себе ход истории автор этого произведения?

Большое внимание автор уделяет истории славянских народов, в первую очередь русского. Автор рассматривает русскую историю как часть всемирной.

Ответы к учебнику «История России». Арсентьев, Данилов, 6 класс 2 часть (2016 г)

1. Каковы особенности творчества Андрея Рублева?

Творчество Андрея Рублёва принадлежит к Московской школе иконописи. Его работам чужды суровые лица святых, полные драматизма. Его образы просветлённые, на полотнах много света, умиротворения. Произведения несут миру чистоту, любовь, стремление к идеалу, счастью, несмотря на вражду, жестокость, тяготы и беды вокруг. В них также отражается в зримых образах небесная чистота, благоговение перед Божественным. В его иконах много света, он словно исходит изнури, освещая всё пространство вокруг, наполняя душу радостью и счастьем. Лёгкость в пропорциях фигур — одна из особенностей его икон.

2. Как вы думаете, чем отличаются творения Рублева от картин с религиозными сюжетами мастеров эпохи Возрождения?

Художники эпохи Возрождения подходят к видению тела человека с научной точки зрения, стараются проработать всё до мельчайших деталей. Картины становятся реалистичными. Живопись насыщена неповторимым стилем. Иконы и росписи Андрея Рублева следуют церковным канонам, пропорции тела не являются реалистичными. В его иконах много света, он словно исходит изнури, освещая всё пространство вокруг, наполняя душу радостью и счастьем. Лёгкость в пропорциях фигур — одна из особенностей его икон.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Найдите текст «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Выпишите в тетрадь высказывания автора о странах, в которых он побывал.

В основном Афанасий Никитин пишет о своем пребывании в Индийских землях, ее разных городах и княжествах. «И тут Индийская страна, и люди ходят нагие, а голова не покрыта, а груди голы, а волосы в одну косу заплетены, все ходят брюхаты, а дети родятся каждый год, а детей у них много. И мужчины, и женщины все нагие да все черные. Куда я ни иду, за мной людей много — дивятся белому человеку. У тамошнего князя — фата на голове, а другая на бедрах, а у бояр тамошних — фата через плечо, а другая на бедрах, а княгини ходят — фата через плечо перекинута, другая фата на бедрах. А у слуг княжеских и боярских одна фата на бедрах обернута, да щит, да меч в руках, иные с дротиками, другие с кинжалами, а иные с саблями, а другие с луками и стрелами; да все наги, да босы, да крепки, а волосы не бреют. А женщины ходят — голова не покрыта, а груди голы, а мальчики и девочки нагие ходят до семи лет, срам не прикрыт».

Весь путь до Индии описывается крайне скупо: «И прожил я в Чапакуре шесть месяцев, да в Сари жил месяц, в Мазандаранской земле. А оттуда пошел к Амолю и жил тут месяц. А оттуда пошел к Демавенду, а из Демавенда — к Рею. Тут убили шаха Хусейна, из детей Али, внуков Мухаммеда, и пало на убийц проклятие Мухаммеда — семьдесят городов разрушилось. Из Рея пошел я к Кашану и жил тут месяц, а из Кашана — к Наину, а из Наина к Иезду и тут жил месяц. А из Йезда пошел к Сирджану, а из Сирджана — к Тарому, домашний скот здесь кормят финиками, по четыре алтына продают батман фиников. А из Тарома пошел к Лару, а из Лара — к Бендеру — то пристань Ормузская. И тут море Индийское, по-персидски дарья Гундустанская; до Ормуза-града отсюда четыре мили идти. А Ормуз — на острове, и море наступает на него всякий день по два раза. Тут провел я первую Пасху, а пришел в Ормуз за четыре недели до Пасхи. И потому я города не все назвал, что много еще городов больших».

2. К какой стороне света всегда обращён вход в православный храм? Почему православные храмы имеют такое расположение? Найдите объяснение в Интернете.

Алтарь православного храма всегда обращён на Восток, а вход православного храма всегда смотрит на запад.

«Почему храмы всегда обращены алтарем на восток? Ветхозаветная скиния была обращена своей святая святых на запад и дверью, ведущей в святилище, — на восток в знак того, что верующие Ветхого Завета еще ожидали пришествия, как востока свыше, обетованного Мессии. Мы, христиане, исповедуем уже пришедшего в мир Спасителя нашего Иисуса Христа, а потому и храмы своим алтарем, и себя самих в своих молитвах обращаем лицом к востоку как стране света, где пребывает Солнце Правды – Спаситель наш. На востоке, в земле иудейской, Господь Иисус Христос, о котором мы должны вспоминать при богослужении, и родился, и жил, и пострадал для нашего спасения. Там же, на востоке, было и блаженное жилище первых человеков.»

(Священник И.Святославский. «Записки для чтения о храме», М., 1889. Цитата по МДС 31-9.2003, том 1, стр. 55)

«Христиане присвоили высшее символическое значение востоку, потому что на востоке был рай; сверх того, страна эта вообще признавалась символом добра в противоположность западу, символу зла; и сам Христос олицетворяем был в образе этой страны (востока) : «Восток имя Ему…», «Восток с высоты…». Отсюда объясняется древний обычай при крещении обращаться сначала лицом к западу, а потом – к востоку, в знак отречения от диавола и сочетания со Христом; отсюда также произошел обычай при совершении торжественных процессий и венчаний двигаться по направлению к востоку. Под влиянием таких символических воззрений на восток явился обычай обращаться в молитве к востоку, а вместе с тем и обычай обращать алтарь христианского храма к востоку»

(Покровский Н.В. (1848 – 1917) «Очерки памятников христианского искусства». Цитата по МДС 31-9.2003, том 1, стр.109)

3. Используя текст учебника и дополнительные материалы, докажите, что патриотические настроения русских людей нашли своё отражение в развитии культуры.

Патриотические мотивы красной нитью проходят по всем основным литературным произведениям XV-XIV века. Так произведения Куликовского цикла рассказывают о героизме русского народа в борьбе с ордынским владычеством, восхищаются духом воинского братства, призывают к объединению: «Все бо един за единого хощет умерети и друг за друга готовы головы свои положити». Также патриотизм виден и в более простых, народных, жанрах. Например, в путевых заметках тверского купца Афанасия Никитина, который совершил многолетнее путешествие «за три моря» в Индию, русский купец молит Бога о сохранении земли Русской и тревожится за ее судьбу.

4. Завершите заполнение таблицы в тетради «Важнейшие памятники русской культуры X — начала XVI в.».
 

ПамятникВремя созданияОписание
Летопись о Куликовской битвеНачало XV века Краткое изложение хода битвы
ЗадонщинаРубеж XIV-XV веков Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его, князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая
Сказание о Мамаевом побоищеКонец XV векаИнтерпретация Куликовской битвы, написанная уже после освобождения от ига
Сказания о князьях ВладимирскихНачало XVI векаВозвеличивает московских государей. Проводится связь с римским императором Августом, а происхождение государственных регалий возводится к Византии.
Хождение за три моря1475 годПутевые заметки купца Афанасия Никитина о его путешествии в Индию
Русский хронографНачало XVI векаОбобщает историю православного мира и славянских племен. Свод летописей и хроник разных стран.
Житие Сергия РадонежскогоXV векОписание жизни преподобного Сергия Радонежского и его роли в борьбе с ордынским владычеством.
Успенский собор Московского Кремля1475-1479 годВеличественный храм. По задумке Ивана III должен был стать самым большим и прекрасным в русских землях, подчеркнув возвышение Москвы.
Кирпичные стены и башни Московского Кремля1485-1516 годОбновление крепости с привлечением итальянских мастеров и использованием красного обожженного кирпича.
Грановитая палата1487-1491 годКорпус для торжественных государственных приемов.
Архангельский собор Кремля1505-1508 годСооружение привлекает внимание своей нетипичностью, даже инородностью. Его купола, кроме главного, не имеют позолоты. И снаружи собор выглядит как итальянский палаццо времен Высокого Ренессанса.

Возможные дополнительные вопросы на уроке

Определите факторы, влиявшие на мироощущение русских людей в XV в.

Факторы, повлиявшие на мироощущение русских людей в XV в.:

регулярное общение с представителями Западной Европы;
знакомство с культурой и традициями, бытом и модой Западной Европы;
возможность сравнивать обычаи и традиции разных стран;
князья стали восприниматься как защитники Отечества, ведущие освободительную борьбу с Ордой;
укрепление авторитета православной веры.

Определите особенности развития русской культуры в исследуемый период времени.

Особенности развития русской культуры в XV — начале XVI в.:

сглаживание местных культурных различий;
использование достижений жителей русских земель и других народов;
расширение круга тем;
главная тема — рост мощи Русского государства;
интерес к семье, внутреннему миру человека;
заимствование иностранных культурных традиций — иностранные мастера, зодчие и художники приезжали работать в Русское государство.

Заполните сравнительную таблицу летописей XV

Исторический источникХронологияИдея
Первая (Троицкая) летописьИзложение событий с «Повести временных лет» по 1408 г.Единство Руси
Летопись 1418 г.Изложение событий с «Повести временных лет» по 1418 г.Союз московской великокняжеской власти с городским населением местных центров в целях объединения Руси
Летопись 1497 г.Изложение событий с «Повести временных лет» по 1497 г.Государственное единство и сильная центральная власть

Схематично представьте виды литературных источников XV-XIV в.

Ответы к учебнику «История России». Арсентьев, Данилов, 6 класс 2 часть (2016 г)

Считаете ли вы духовно-нравственный кодекс, которым руководствовался Сергий Радонежский, актуальным и в наше время?

Давайте посмотрим на текст «Жития Сергия Радонежского». «Преподобный же Сергий, живя с братьями, многие тяготы терпел и великие подвиги, и труды постнической жизни совершал… И в прочих всех монастырских делах, нужных братии, участвовал: иногда дрова на плечах своих из леса носил и, разбив и наколов, на поленья разрубив, разносил по кельям. Не по своей воле Сергий игуменство получил, но от Бога поручено было ему начальство. Он не стремился к этому, не вырывал сана у кого-нибудь, посулов не сулил за это. платы не давал, как некоторые честолюбцы, вырывающие все друг у друга… И никто из бедных, в обитель приходивших, с пустыми руками не уходил. Никогда блаженный не прекращал благотворительность и служителям в обители наказал нищим и странникам давать приют и помогать нуждающимся…»

На мой взгляд именно таким кодексом поведения должны руководствоваться все служители церкви и в наше время. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *