Задание 3.1. На уроке физики учитель поставил ученикам на столы одинаковые на вид магнитные стрелки, размещённые на остриях игл. Все стрелки повернулись вокруг своей оси и замерли, но при этом одни из них оказались повёрнутыми на север синим концом, а другие − красным. Ученики удивились, но в ходе беседы некоторые из них высказали свои гипотезы, почему так могло произойти.
Отметьте, какую выдвинутую ученикам гипотезу можно опровергнуть, а какую − нет, зачеркнув ненужное слово в правой колонке таблицы.
Гипотеза Данную гипотезу опровергнуть
На заводе «северный» конец у одних магнитных стрелок
покрасили в синий цвет, а в других − в красный можно, нельзя
Стрелки, показывающие на север красным концом,
перемагнитились, потому что могли находиться рядом
с каким−либо большим магнитом можно, нельзя
Задание 3.2. Выберите правильное продолжение фразы.
В физике явление считается реально протекающим, если … .
☐ − о нём написано в газетах
☐− о нём высказался знаменитый учёный
☐ − его наблюдал учёный
x −его наблюдали несколько учёных
Задание 3.3. Допишите предложение.
Наблюдения природных явлений отличаются от опытов тем, что опыты …
проводят с определённой целью, по заранее обдуманному плану.
Задание 3.4. Выберите правильное продолжение фразы.
21 июля 1969 г. впервые была осуществлена посадка на Луну американского космического корабля с астронавтами на борту. Это событие является … .
x − экспериментом
☐ наблюдением природного явления
☐ гипотезой
☐ измерением
Задание 3.5. Ещё в древности люди наблюдали, что:
а) мачта отплывающего в море корабля скрывается за горизонтом позднее, чем его корпус, и это происходит, когда самого корабля уже не видно;
б) во время лунного затмения граница света и тени на поверхности Луны имеет дугообразную форму.
Какая гипотеза о форме Земли могла быть выдвинута на основе этих наблюдений?
Гипотеза о том, что Земля может иметь форму шара.