Ответы к странице 33
Упражнение 68
68. Прочитайте. Запишите предложения, ставя данные в скобках словосочетания в нужном падеже.
1. Над (широкая степь) хищный коршун вьётся.4
2. Мальчик в (беленькая рубашка) по селу идёт.
3. По (трава высокая) кони на просторе бродят.
4. В окнах (сельская церковь) огоньки мигают.
5. Отец его занят (работа домашняя).
И. Суриков
Определите падеж имён прилагательных и выделите их окончания.
1. Над широкойТ. п. степью хищныйИ. п. коршун вьётся.
2. Мальчик в беленькойП. п. рубашке по селу идёт.
3. По траве высокойД. п. кони на просторе бродят.
4. В окнах сельскойР. п. церкви огоньки мигают.
5. Отец его занят работой домашнейТ. п..Над широкой степью хищный коршун вьётся. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
[__ ==].
вьётся (где?) над степью, коршун (какой?) хищный, над степью (какой?) широкой.
Упражнение 69
69. Рассмотрите схемы.
Сделайте вывод: какие имена прилагательные и в каких падежах отвечают на вопрос какой? и имеют такие окончания? Приведите примеры словосочетаний с именами прилагательными, употреблёнными в данных падежах.
Окончание -ой имеют имена прилагательные м.р. в именительном и винительном падежах и имена прилагательные ж. р. в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.
ж. р., Р. п.: от зелёной ветки, до поздней осени;
ж. р., Д. п.: к берёзовой роще, по утренней росе;
ж. р., Т. п.: ночной прохладой, утренней росой;
ж. р., П. п.: в мокрой траве, в весенней листве;
м. р. И. п., В. п.: молодой побег, дубовый листок, синий мяч.
Упражнение 70
70. Прочитайте.
Почтов… вагон, над гигантск… сосной, горяч… бой, о жёлт… пустыне, по узк… дорог.., беспокойн… характер, на детск… ладони, майск… грозой.
Объясните значение выделенных словосочетаний.
Почтовый вагон – железнодорожный вагон, специально предназначенный для перевозки почтовых отправлений, их обработки в пути и обмена в пунктах остановки.
Беспокойный характер – заботливый, неугомонный, хлопотливый, деятельный.
Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж имён прилагательных.
Почтовый (И. п.) вагон, над гигантской (Т. п.) сосной, горячий (И. п.) бой, о жёлтой пустыне (П. п.), по узкой дороге (Д. п.), беспокойный характер (И. п.), на детской ладони (П. п.), майской грозой (Т. п.).
Объясните, в какие две группы можно объединить словосочетания.
Словосочетания с именами прилагательными женского рода и именами прилагательными мужского рода.
Ответ к упражнению 70 из старого учебника:
Почтовый (И. п.) вагон, над гигантской (Т. п.) сосной, горячий (И. п.) бой, о жёлтой пустыне (П. п.), по узкой дороге (Д. п.), беспокойный характер (И. п.), на мозолистой ладони (П. п.), майской грозой (Т. п.).