Карело-финский эпос «Калевала»
Размышляем о прочитанном (с. 42)
Прочитайте статью М. Шагинян и текст «Калевалы». Подумайте над их содержанием:
1. Где и когда, по предположениям учёных, сложился Карело-финский эпос? Кто его литературно обработал и записал?
В первом тысячелетии нашей эры. Его основателями были восточно-финские племена — корелы. Литературно обработал и записал Карело-финский эпос Э.Лёнрот в 30-х годах XIX века.
2. Из какого количества рун (песен) состоит композиция «Калевалы»?
32 руны было в первой композиции «Калевалы» (1835 год), а во второй 50 рун (1849 год).
3. О чём рассказывают древние руны?
О стране богатыря Калевы, его сыновьях, о мудром старом песнопевце Вяйнямёйнене и о молодом чудодее-кузнеце Ильмаринене, о весёлом бабьем угоднике и не исправимом драчуне и забияке Лемминкяй — нене, о злой старухе Лоухи, хозяйке северной страны Похъёлы и матери красивых дочек, за которых сватались герои «Калевалы», и о многом другом, поражающем воображение слушателя. (учебник с. 36)
4. Какие герои «населяют» эпос «Калевала» и какие природные стихии сопровождают их деяния?
От маленькой девочки-рабыни, «наймычки из деревни», до легкомысленной красавицы из богатого дома — Кюлликки, от насмешливого запечного мальчишки, вставляющего своё острое словцо в свадебные причитания взрослых, до «верховного бога» Укко, созданного фантазией народной по образу и подобию деревенского деда. (учебник с. 36)
5. Как называются северная и южная точки этой прекрасной страны?
Северная точка — мрачная страна Похъёла, Южная точка этих северных пространств — светлая страна Калевы, Калевала. (учебник с. 36)
6. Кто, кому и зачем заказал сделать чудесную мельницу Сампо и что эта мельница символически обозначает?
Злая царица Похъелы Лоухи объявила, что отдаст в жены свою дочь умельцу, который выкует для нее волшебную мельницу-самомолку Сампо. В рецепте Лоухи упоминает о 4-х основных видах домашнего хозяйства: перо лебедки символизирует охоту, молоко и шерсть — 2 вида животноводства, зерно — земледелие. Из этих символов нужно сковать чудесную мельницу, то есть соединить их с понятием механизма. По крестьянским представлениям Сампо — орудие мирного труда, оно дает пищу и создает ее запасы.
7. Как шла работа кузнеца Ильмаринена над созданием Сампо? Расскажите об этом, приводя цитаты из текста «Калевалы».
Кузнец работает без отдыха:
«И мехи рабы качают, / Сильно угли раздувают; / Так три дня проводят летних, / И без отдыха три ночи; / Наросли на пятках камни, / Наросли комки на пальцах.»
Кузнец стал смотреть, что получилось, и увидел чудесный лук «с золотым сияньем лунным», но тот «имел дурное свойство» : «Каждый день просил он жертвы, / А по праздникам и вдвое.»
Кузнец Ильмаринен не обрадовался делу своих рук. Он сломал его, и приказал работать дальше. Во второй раз получился челнок, но тоже с пороком. Его кузнец тоже сломал. Корова и плуг тоже вышли неудачными. Наконец, с пятой попытки Ильмаринен выковал Сампо, которое сразу делает три больших дела:
«И с рассвета мелет меру, / Мелет меру на потребу, / А другую — для продажи, / Третью меру — на пирушки.»
8. Что случилось с Сампо впоследствии? Расскажите о традициях, трудовых буднях и праздниках героев «Калевалы». Сравните их с героями былин. Что в них общего и что различного? Подготовьте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.
Три богатыря похищают у Лоухи Сампо, но мельница разбивается на тысячи осколков, которые падают в море, и оно выбрасывает часть осколков на берег Калевалы.
По эпосу понятно, что люди занимались охотой, земледелием, рыболовством и животноводством. Калевала рассказывает о том, что людям уже было известно железо.
Герои рун, как и герои былин, защищают свои земли, они трудолюбивы, благородны и храбры. В то же время герои былин делают все в основном во имя своего народа, а в рунах Ильмаринен сделал мельницу для злой старухи, а не для людей.
Творческое задание
Рассмотрите иллюстрации к «Калевале». Чем они напоминают иллюстрации к русским былинам, чем отличаются от них? Подготовьте письменный ответ на этот вопрос.
Герои на иллюстрациях похожи на русских богатырей из былин — они крепко сложены, у них воинственный вид. Но героев былин часто изображают на конях или в бою.