№ 4ГДЗ ответы по обществознанию учебник 5 класс, Боголюбов

№ 4ГДЗ ответы по обществознанию учебник 5 класс, Боголюбов

ГДЗ к §4. Семейное хозяйство

Вспомним

Как был устроен дом человека в Древней Руси? Какую работу выполняли мужчины и женщины в домашнем хозяйстве? Какие предметы, необходимые в доме, делались руками самих домочадцев?

Ответ:

Основная задача была обеспечить человека теплом зимой. Двумя основными типа русского жилья является бревенчатая постройка и каркасный дом (изба, хата). Представляла собой просторный дом, украшенный деревянной резьбой. Изба состояла из 3−х частей: основной комнаты с печью, коридора и неотапливаемой комнаты рядом с коридором, которую использовали как летнюю комнаты или кладовую. Дом, состоящий из нескольких комнат, назывался хоромы. Рядом строили амбары, конюшни, бани. Двор огораживали частоколом. Княжеский дом был намного больше, и он был более искусно построен. Его двумя характерными чертами были гридница и терем. Здания были каменными. Мужчина был главой семейства. Он был добытчиком (охота, рыболовство), также защитником. А женщина вела роль домохозяйки, убиралась в доме готовила стирала, растила детей. Домочадцы могли сами построить дом, делали мебель и посуду для него.

Обсудим вместе

Самый спорный вопрос в семье — что должен делать каждый её член? Как распределить домашние обязанности: поровну, по желанию, по силам или по способностям? Можно ли облегчить домашний труд? Что ты можешь сделать своими руками для удобства и уюта в доме?

Ответ:

Домашние обязанности часто отягощают супружескую жизнь. Потому что на плечи женщин всегда ложится больше обязанностей (приготовить, постирать, убрать в квартире, детей из школы забрать, просчитать семейный бюджет). Быт превращается дни в рутину, забирает радость. Супруг и супруга должны разделить обязанности поровну, учитывая свои способности, навыки. Домашний труд можно облегчить, правильно все распланировав.

Вопросы внутри параграфа

1. Попытайся ответить на вопросы, используя опыт своей семьи: «Как лучше распределить трудовые обязанности в семье?», «Есть ли совместные дела в твоей семье?», «Кто принимает в них участие?».

Ответ:

Трудовые обязанности в нашей семье делятся по разным критериям: силам и способностям, возрасту, наличию свободного времени, желанию. Мы вместе делаем уборку дома с мамой по субботам. Папа в субботу работает.

2. Ты привык чувствовать на себе заботу родных: мама вкусно накормит, папа поможет починить велосипед, старший брат или сестра подскажут, как решить сложную задачу по математике. А как ты сам заботишься о них, кому ты оказываешь посильную помощь? Какова твоя доля в семейных хлопотах?

Ответ:

Я много помогаю маме. Помогаю ей делать уборку, мою посуду после ужина, играю с младшим братом. В семейных хлопотах большая доля принадлежит маме, у меня она значительно меньше. Я большую часть времени провожу в школе и в кружках, а еще делаю домашнюю работу.

3. Почему ужин проходит в поле? Какие семейные обязанности сельских детей отражены в сюжете картины? Какой труд можно охарактеризовать как совместный, а какой — как помощь−обязанность?

На картине мы видим тракториста, который работает в поле. Наверное, это время пахоты и тракторист работает до вечера, поэтому ему принесли ужин прямо в поле. Мы видим, как девочка наливает молоко. Скорее всего она принесла ужин своему отцу и брату. Брат, видимо, работает на поле с отцом.

4. Как ты думаешь, почему вопросы семейного уклада, быта, хозяйства волновали людей в разные исторические периоды? Какие из советов по ведению семейного хозяйства устарели, а какие не потеряли своего значения и сегодня?

Ответ:

Дело в том, что человек всегда жил в семье или родовой общине. В семье ведется хозяйство и есть быт, который складывался из необходимости готовить еду, строить дом, ходить на охоту и собирать что−то в лесу. Потом бытовые дела немного расширились, а семья стала не всем обществом, а его частью, важнейшим элементом. Так, что такие вопросы всегда волновали человека потому, что человек – социален, он всегда живет с другими людьми, а еще умеет мыслить и развитию речь, что помогает ему контактировать и строить отношения. Поэтому такие вопросы его волновали всегда – он заинтересован в том, чтобы эти отношения были гармоничными. Советы из «Домостроя» уже точно потеряли всякое значение. И вообще все советы, касаемые патриархальности семьи – например, советы о том, как бить жену. К счастью, человечество перешло на такой этап развития, в котором все равны, так что в семье тоже все равны, все живут в мире и гармонии, а не в маленькой деспатии. Появляется все больше семей, в которых разделение функций на женское и мужское становится не актуальным, мужчина перестал быть добытчиком, а женщина прекратила заниматься хозяйством. Сегодня хозяйством дома может заниматься и мужчина, и женщина, также оба имеют право быть добытчиками. Не потеряли значения советы о гостеприимности, о заботе о близких людях, о любви и взаимоотношениях.

Проверим себя

1. Что такое домашний труд?

Ответ:

Домашний труд − форма трудовой деятельности, связанная с уходом за детьми, домом и приусадебным участком.

2. Какие потребности семьи удовлетворяет совместный труд?

Ответ:

Потребности в общении, помощи друг к другу, взаимопонимании, любви, семейной идилии.

3. Для чего нужно семейное хозяйство?

Ответ:

Семейное хозяйство нужно для того, чтобы семья могла жить вместе и чтобы все знали, какие у него обязанности по хозяйству.

4. Кого считают рачительным хозяином?

Ответ:

Рачительный хозяин − это тот, кто распределяет обязанности между членами семьи, распределяет денежные средства: на покупки, вещи, и т.д.

5. Каковы источники экономии в домашнем хозяйстве?

Ответ:

Экономить можно воду, электричество, газ, деньги. Заменить все простые лампочки в квартире на энергосберегающие. Выходя из комнаты гасить свет и выключать телевизор и компьютер. Не расходовать понапрасну воду. Не покупать не нужных вещей и т.д.

6. Что должен знать и уметь рачительный хозяин?

Ответ:

Рачительный хозяин должен уметь распределять денежные средства, сколько и на что нужно потратить, где можно купить что-то подешевле. Он должен заботиться о порядке в доме, об экономии.

В классе и дома

1. В каких пословицах и поговорках народ выразил своё отношение к труду, трудолюбию, хозяину дома? Какие пословицы учат разумно вести домашнее хозяйство?

Ответ:

Пословицы о труде:
Кончил дело − гуляй смело.
Без труда нет плода.
Ноги носят, а руки кормят.
Воля и труд дивные всходы дают.
Без дела жить − только небо коптить.
Без работы и печь холодна.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Терпенье и труд все перетрут.
Пословицы о правильном ведении домашнего хозяйства:
Готовь сани летом, а телегу − зимой.
Семь раз отмерь − один раз отрежь.
Поспешишь − людей насмешишь.
Как постелешь − так и ляжешь.

2. У дяди Фёдора есть дом в деревне Простоквашино и квартира в городе. В чём разница между этими жилищами? В чём преимущества и недостатки проживания в каждом из домов? Сравни домашнее хозяйство городского и сельского жителя.

Ответ:

Дом в деревне всегда с участком и там намного тише чем в городе. Преимущества и недостатки деревни: тихая спокойная и хозяйственная жизнь, но далеко придётся ездить за большими покупками. Преимущества и недостатки города: всё рядом, ни за чем не надо далеко ходить, работа и магазины близко к дому, но постоянный шум машин и обычно дом без участка − тяжёлые минусы. Домашнее хозяйство намного больше у сельского жилища − огород, животные, пчёлы и т.д. − всё туда может поместиться, а в городском доме можно держать только домашних животных и растения.

3. Сформулируй свои правила ведения домашнего хозяйства.

Ответ:

Распланировать свой порядок дня.
Делать все во время, т.е. не откладывать (поела−помыла посуду..)
Разделить обязанности между членами семьи (например: за вывоз мусора отвечает папа, за готовкой ужина отвечает мама)
Никогда не стоит копить грязное белье.
Приучить себя к вытиранию пыли каждый день.
Научить ребенка с детства убирать за собой.
Рано ложиться.
Рано вставать.
Каждый день строго соблюдать этот порядок.

4. Подготовь рассказ о роли техники в быту.

Ответ:

Бытовая техника играет немаловажную роль в жизни каждого современного человека. С первых дней рождения человек прямо или косвенно контактирует с бытовой техникой, пользуется продуктом бытовой техники. Сколько часов вы можете обойтись без бытовой техники? Сколько раз в день мы подходим к холодильнику, включаем микроволновку, утюг, тостер, стиральную машину? Современный городской житель избалован бытовой техникой и беспомощен без нее. Нам трудно представить вечер без телевизора, компьютера, без разговоров по мобильному телефону, мы привычно бросаем белье в стиральную машинку и забываем о нем, пока белье не выстирается в машинке. Мы выбираем технику по цене, энергопотреблению, мощности, цвету корпуса, по дизайну, по принадлежности техники к той или иной торговой марке. Зачастую мы отдаем предпочтение одной−двум маркам бытовой техники, которые служат нам много лет, зарекомендовали себя лучшим образом, удобны в эксплуатации и ремонте или просто из−за своего консерватизма. Каждый год на рынке бытовой технике появляются новые имена, разрабатываются новые модели, меняется дизайн старых марок, появляются абсолютно новая бытовая техника, в корне отличающаяся по своим функциям, параметрам, возможностям. Мы стремимся улучшить свой быт посредством приобретения все новых и новых агрегатов. А тут еще и новое веяние нашего времени. Дарить малую бытовую технику уже стало традицией. Мы дарим родным и друзьям фены, утюги, тостеры, фритюрницы, электрочайники и электрокофеварки, миксеры и блендеры, соковыжималки и кухонные комбайны, электрогрелки и электрозажигалки, и еще много−много различных бытовых мелочей, созданных для того, чтобы облегчать наш труд, улучшать наш быт, баловать нас и экономить наше время на более важные и приятные дела.

5. Костя пригласил на свой день рождения восемь одноклассников. Помоги ему составить меню и рассчитать стоимость праздничного обеда.

Ответ:

Берём примерную цену (рассчитываем на 9 человек, сам Коля и 8 друзей).
Меню на 1 человека:
Порция салата (50 р.)
Картофельное пюре (25 р.)
Котлета (50 р.)
Сок 1 л (50 р.)
Кусок торта (50 р.)
Чай (10 р.)
Итого на 1 человека: 50 + 25 + 50 + 50 + 50 + 10 = 235 (р.)
Всего на 9 человек: 235 * 9 = 2115 (р.) − стоимость праздничного обеда.

6. В предложенном перечне выдели предметы первой необходимости и предметы роскоши: телевизор, джинсы, настенные часы, холодильник, видеомагнитофон, книги, посудомоечная машина, хрустальная люстра, комнатные цветы. Обоснуй свой выбор.

Ответ:

Предметы первой необходимости:
1. телевизор (необходимо всегда быть в курсе происходящего);
2. джинсы (одежда необходима);
3. настенные часы (необходимо всегда знать время);
4. холодильник (без него испортятся продукты).
Предметы роскоши:
1. видеомагнитофон;
2. книги;
3. посудомоечная машина;
4. хрустальная люстра;
5. комнатные цветы.

7. Какие из перечисленных обязанностей ты выполняешь: мытьё посуды, чистка картошки, мелкий ремонт бытовой техники, мытьё окон, стирка белья, сервировка стола, чистка обуви, покупка мебели, выпечка пирогов, уход за домашними животными, глажка белья?

Ответ:

Большую часть данных обязанностей выполняют мои родители. Особенно, если дело касается денежных вопросов или ремонта техники. Дела, которые касаются кухни, будь то готовка или сервировка стола, то за это берется только мама и никому этих дел не доверяет.
Мои обязанности − это уход за домашними животными.

8. Оцени себя как рачительного хозяина. Как ты относишься к своим вещам, книгам, окружающим предметам? Чему тебе ещё необходимо научиться, чтобы стать хорошим хозяином?

Ответ:

К своим вещам я стараюсь относиться очень бережно и аккуратно, так как все вещи имеют свою ценность. Чтобы стать хорошим хозяином, я должна научиться быть более бережливой, привить навыки уборки, чтобы дома всегда было чисто, тепло и уютно. Нужно уметь знать, как определить особое количество ресурсов для ведения хозяйства, смотреть за порядком в доме, производить экономические расчёты, определять сколько денег нужно выделить на питание и на другие нужды.

9. Выполни проект «Экономия семейных ресурсов»: определи, на чём можно сэкономить.

Ответ:

Ежемесячные расходы
1. Коммунальные расходы.
Чтобы сэкономить на коммунальных расходах, нужно:
1. Заменить обычные лампочки на энергосберегающие.
2. Выключать свет и электроприборы, если они не нужны.
3. Не лить понапрасну воду.
4. Если есть посудомоечная машина, то мыть посуду при полной ее загрузке.
5. Если нет посудомоечной машины, то мыть посуду сразу после еды, так как тогда ее легче отмыть.
6. Стиральную машину стараться запускать так же при полной загрузке вещами.
2. Мобильная связь.
Чтобы сэкономить на мобильной связи, нужно:
1. Пересмотреть тарифы, и выбрать для каждого члена семьи наиболее оптимальный тариф.
3. Расходы на еду.
Чтобы сэкономить на продуктах питания, нужно:
1. Закупать долго хранимые продукты оптом, по более дешевой цене (подсолнечное масло. крупы, сахарный песок и т.д.)
2. Покупать только те продукты, которые необходимы для семейного меню.
3. Правильно определять количество скоропортящихся продуктов, чтобы не оставалось остатков.
4. Расходы на одежду.
Чтобы сэкономить на одежде, нужно:
1. В первую очередь бережно относится к одежде и обуви, чтобы продлить их срок эксплуатации.
5. Расходы на хозяйственные товары.
Чтобы сэкономить на хозяйственных товарах, нужно:
1. Закупать хозяйственные товары и бытовую химию оптом по более дешевой цене. (стиральный порошок, мыло, туалетная бумага и т.д.)

Учимся помогать вести семейное хозяйство

Какие дела вы делаете всей семьёй? Представь, что твоя семья ждёт гостей. Предложи вариант распределения обязанностей по организации их встречи.

Ответ:

Мама готовит ужин. Дети убираются в доме. Папа идет в магазин за продуктами, а затем помогает маме накрывать стол.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *