Стр. 54 — 55. Проверим себя
1. Назови поэтов, со стихами которых ты познакомился. Чьи произведения особенно запомнились, привлекли твоё внимание? Почему?
Ответ:
Ф. Тютчев, А. Фет, И. Никитин, И. Суриков, Н.А.Некрасов.
Рассказываем о наиболее понравившемся стихотворении. К примеру Детство, Суриков. Оно понравилось тем, что автор очень образно рассказал о том, как весело и интересно быть беззаботным ребенком, играть на улице, слушать сказки и самому представлять, что ты в сказке. И очень печально, что детство когда-то уйдет.
2. Обычно в конце стихотворных строк находятся слова, которые созвучны друг с другом. Например, в первых четырёх строках стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья» это слова ели — метели, торчат — спят. О какой особенности поэтических произведений идёт речь?
Ответ:
Речь идет о рифме.
3. Найди созвучные слова: лёгкое племя — краткое …, цветём и блестим — на сучьях … . Попробуй сказать иначе: созвучные слова — это … слова.
Ответ:
Лёгкое племя — краткое время, цветём и блестим — на сучьях висим. Попробуй сказать иначе: созвучные слова — это рифмующиеся слова.
4. Не кажется ли тебе, что ритм придаёт стихам особую музыкальность? Сравни, как звучат стихи Ф. И. Тютчева «Листья» и И. Н. Никитина «Встреча зимы». Какая музыка может сопровождать эти строки: быстрая, медленная, спокойная, торжественная?
Ответ:
Да, кажется. Например, стихи Тютчева можно читать под ритмичную, быструю музыку. А указанное стихотворение Никитина – под медленную, торжествую.
5. Попробуй объяснить, что такое рифма и ритм.
Ответ:
Рифма – это, когда звуки в конце строк созвучны между собой.
Ритм – это определенное чередование звуков, от которого зависит интонация, музыкальность, настроение.
6. Какие особенности стихотворного текста ты ещё можешь назвать?
Ответ:
Стихотворение — это литературное произведение, строчки которого рифмуются, то есть созвучны друг с другом. Чтоб стихотворение звучало красивее, авторы часто используют художественные приемы: эпитеты, олицетворения.
7. Представь, что тебя попросили сделать иллюстрацию к стихотворению И. Никитина «Встреча зимы». Как бы тебе помогли при иллюстрировании слова и выражения: «снег лежит полотном», «снег … блестит разноцветным огнём», «на безлюдный простор», «смотрит … лес из-под чёрных кудрей»? Обсуди с другом.
Ответ:
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей…
Ответ:
Снег лежит полотном означает, что он укрыл все и не видно земли. Снег блестит и переливается на солнышке. Вокруг никого нет. В лесу все деревья голы и черны. Снег покрыл всю землю.
8. Подумай, в чём «секрет» сравнения «снег лежит полотном». Что с чем сравнивается? Почему поэт выбирает именно такое сравнение? Какую картину оно помогает представить?
Ответ:
Полотно – это материал, ткань. Если ею покрыть землю, самой земли не будет видно. Так и снег. Он покрыл землю так, что не видно ее поверхности. Благодаря этому, в голове рисуется картина очень заснеженных местностей.
10. Подготовься к выразительному чтению наиболее понравившегося тебе стихотворения.
• Определи в нём важные мысли.
• Реши, какие слова нужно выделить голосом, где сделать паузы.
• Обрати внимание на знаки препинания.
• Выбери интонацию для чтения.
• Помни, что одно и то же предложение может быть прочитано по-разному, в зависимости от смысла высказывания.
• Воспользуйся советами Я. Смоленского.
Ответ:
Читаем выразительно.
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»
Важные мысли выражены в строках
Ответ:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело –
Видно, есть мороз.
Нужно выделить голосом слова: мама, глянь-ка, недаром, весь двор, посветлело, побелело, не колючий, погляди, не будет, в гору, правда, не откажешь, скорей гулять.
Паузы следует делать в конце каждой строчки. Но там, где знака препинания нет, пауза должна быть короткой, а там, где он есть – пауза длиннее. Запятая означает более короткую паузу, нежели точка и тире.
Читать стихотворение нужно в быстром темпе, веселым тоном. Все слова нужно произносить четко, выразительно, не кричать и не говорить слишком тихо.
И. Никитин «Полно, степь моя…»
Важные мысли выражены в строках:
Ответ:
Зимы-матушки царство прошло…
Снег пропал – и тепло, и светло…
Нужно выделить голосом слова: степь моя, прошло, и тепло, и светло, пробудись, в цветы нарядись, полюбуйся, журавли, тучки, тени бегут, гости, посмотри, от зари до зари, лето, подымайся, распевайте, отдохни, беззаботно, крепко.
Паузы следует делать в конце каждой строчки. Но там, где знака препинания нет, пауза должна быть короткой, а там, где он есть – пауза длиннее. Запятая означает более короткую паузу, нежели точка и тире.
Читать стихотворение нужно в нормальном либо медленном темпе, тон – сообщающий, с присутствием нежности и любви в голосе, ведь автор любуется природой, восторгается ее изменениями. Это прослеживается в каждой строчке стихотворения.