Ответы к странице 61-62. И. Соколов-Микитов. Листопадничек
1. Почему И. Соколов−Микитов назвал своё произведение «Листопадничек»? Можно ли его озаглавить иначе?
Ответ:
И.Соколов−Микитов назвал свое произведение «Листопадничек» в честь одного из зайчат, которые родились осенью. Рассказ также можно было назвать «Приключения зайчонка».
2. Проверь, внимательно ли ты прочитал сказку. Ответь на вопросы.
• Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?
• Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?
• Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чём он часто вспоминал? Что стали говорить о Листопадничке, с тех пор как он вернулся домой?
Ответ:
• У Листопадничка была мечта увидеть тёплые страны, куда улетали журавли. Она появились из−за страха перед холодной зимой.
• Листопадничек встретил бобров и поселился у них в хатке. Там ему не понравилось, было темно, сыро и можно было замёрзнуть. Но вернуться в своё гнездо он уже не мог. Бобры поставили крышу и единственный выход был через холодную воду, которой зайчик боялся.
• Листопадничка пугали хищные звери − выдра, лиса, рысь, росомаха. Он часто вспоминал родное тёплое гнездо, маму−зайчиху и сладкую репу.
Листопадничка стали называть храбрым и отчаянным после того, как он вернулся домой.
3. Задай другу вопросы по содержанию произведения. Составьте диалог.
Ответ:
Вопросы по содержанию произведения:
1. Как охотники называли осенних зайчат?
2. В какое время года начинается сказка про зайчат?
3. Зайчата смотрели в небо и хотели летать как..?
4. Чего всех больше боялись зайцы с наступлением холодов?
5. Куда отправился один из зайцев с наступлением холодов?
6. Кого встретил по дороге заяц?
7. Что строили бобры?
8. Кого встретил Листопадничек в кладовой у бобров?
9. О ком думал Листопадничек в хатке у бобров всю зиму?
10. Чему научил старый бобёр Листопадничка?
Ответы по содержанию произведения
1. Охотники называли осенних зайчат листопадничками.
2. Сказка про зайчат начинается осенью.
3. Зайчата смотрели в небо и хотели летать как журавли.
4. Больше всего боялись зайцы с наступлением холодов замёрзнуть.
5. Один из зайцев с наступлением холодов отправился в тёплые страны.
6. По дороге заяц встретил бобров.
7. Бобры строили плотину.
8. Листопадничек в кладовой у бобров встретил выдру.
9. Листопадничек в хатке у бобров всю зиму думал о маме−зайчихе.
10. Старый бобёр научил Листопадничка плавать и нырять.
В нашем учебнике нет вопроса №4, а у вас?
5. Как ты думаешь, почему писатель именно так закончил историю про зайчика? Что он хотел сказать своим читателям? Обсудите это с другом.
Ответ:
В конце истории зайчик возвращается домой и понимает, что здесь ему лучше всего. Писатель хочет сказать читателю, что нет на свете места лучше, чем родной дом.
6. Опиши Листопадничка. Какой он?
• непослушный — убежал из дома;
• любознательный — задавал вопросы бобрам;
• терпеливый — жил всю зиму в хатке у бобров;
• добрый — помогал нянчить бобрят;
• заботливый — кормил бобрят;
• смелый — переплыл речку;
• мечтатель — хотел попасть в тёплые края.
Понравился ли тебе главный герой сказки? Вырази своё мнение. Обсудите с друзьями
Ответ:
Листопадничек был необычным зайчиком. Он был любопытным и любознательным. Ему хотелось увидеть тёплые края, куда улетали журавли.
В разные моменты он вел себя по−разному. Иногда он был смелым и решительным, как когда убегал от мамы. Иногда был боязливым, когда боялся воды и выдры, и легкомысленным, когда не подумал о последствиях своих поступков.
У него был беспокойный характер, который не позволял ему сидеть на одном месте.
Мне понравился главный герой своим нестандартным мышлением. Правда, оно его погубило бы, если бы бобры его не приютили, когда он погнался за клином птиц, улетающих в теплые края.
7. Представь себя в роли зайчика Листопадничка и расскажи о своём путешествии. Составь план для подробного пересказа. Попробуй при пересказе передать чувства и переживания Листопадничка.
Ответ:
План пересказа рассказа «Листопадничек»:
1. Скоро зима.
2. Смелое решение.
3. Побег.
4. Встреча с бобрами.
5. В хатке.
6. Суровые будни.
7. Страшные звери.
8. Потоп.
9. Спасение.
10. Снова дома.
Когда журавли стали собираться на юг, я понял, что приближается зима. От мамы я узнал, что зимой будет очень холодно и много снега.
Меня испугало, то что я услышал, и я решил отправится в тёплые края, вслед за журавлями.
Я убежал из родного гнезда и у речки встретил бобров. Они предложили пожить в их тёплой хатке, и я опрометчиво согласился. Я запрыгнул в хатку, а бобры поставили сверху крышу.
В хатке было сыро и темно. Мне там совсем не понравилось. Я хотел вернуться к маме, но оказалось, что выход из хатки был под водой.
Вода была очень холодной и я побоялся в неё прыгнуть. Пришлось мне зимовать с бобрами. Я ухаживал за бобрятами и питался лишь ивовой корой.
Мне так не хватало репки и тепла родного гнезда. Я очень скучал по маме.
А тут ещё повадились к хатке ходить страшные звери. Выдра, лиса, росомаха. Все они хотели до меня добраться и я очень боялся.
Весной хатку стало топить. Бобры кричали, что выдра сломала плотину и всем нужно выбираться. Я уцепился за хвост бобра, но он так сильно им махал, что я не удержался.
Я еле выплыл на берег и со всех ног бросился домой. Мама узнала меня и пригрела. Я уснул, довольный тем, что моё опасное приключение закончилось.
8. Подумай, что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке.
Ответ:
И.Соколов−Микитов мог наблюдать в природе жизнь животных, в том числе зайчат−листопадничков, строительство плотины бобрами, а взаимоотношения животных, их разговоры ему подсказала фантазия.
Это произведение является сказкой о животных. В ней животные действуют как люди, разговаривают между собой. В реальности зайчик никогда бы не смог поселиться в хатке у бобров, да и вряд ли убежал бы от мамы.
9. Найди в энциклопедии или справочнике статью о листопадничках. Что нового ты узнал?
Ответ:
Осенних «листопадников» зайчиха приносит в сентябре. Если «листопадники» появляются позже, то они уже не выживают ввиду осенних холодов. Зайчата рождаются 90−130 г, покрытыми густым мехом, зрячими. Уже в первый день жизни способны самостоятельно передвигаться. Зайчата взрослеют примерно за месяц. Самостоятельными зайчата становятся в возрасте 2 недель. После родов мать оставляет своих детенышей, и их кормит любая другая, оказавшаяся рядом зайчиха. Затаившегося зайчонка, если он подобрал под себя лапки, не учует никакой зверь. Объясняется это тем, что потовых желез на теле зайца нет, они расположены на подошвах лап.
10. Выпиши научно−познавательный материал из сказки в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
1. Осенью, когда осыпался с деревьев золотой лист, родились у старой зайчихи на болоте три маленьких зайчонка. Называют охотники осенних зайчат листопадничками.
2. Улетели в далёкие страны крикливые журавли. Залегли в тёплых берлогах лежебоки−медведи; свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи; спрятались в глубокие норы змеи.
3. Видит, бобры строят на речке плотину. Подгрызут острыми зубами толстое дерево, ветер подует, упадёт дерево в воду.
4. Это разбойница−выдра, — сказал Бобр, — она нам делает много зла, портит и разоряет наши плотины.
11. В чём своеобразие произведения И. Соколова−Микитова?
Ответ:
Прекрасный знаток народного быта и русской природы, И.Соколов−Микитов вдоль и поперек изъездил необъятные просторы России и с большой художественной проникновенностью запечатлел в своих произведениях облик родной земли.
Особенности произведений писателя − «яркая изобразительность», «живой и правдивый язык», «истинное знание народной жизни», «собственный стиль». Именно они стали устойчивыми отличительными чертами поэтики И.Соколова−Микитова.
12. Представь, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие ещё приключения могли бы с ним произойти? Придумай свой рассказ. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
Слава смелого и отчаянного зайца надолго закрепилась за Листопадничком. Но постепенно о его подвиге стали забывать. А сам Листопадничек всё чаще с тоской вспоминал свои приключения, пусть опасные, но такие увлекательные.
И вот однажды, он, ни слова никому не сказав, вновь отправился в путь.
Дойдя до речки, он поздоровался с бобрами. Посмотрел, как они чинят плотину, и перебежал на другой берег. Там начинался неизвестный ему лес.
Листопадничек думал, что стоит его пройти, и начнутся те самые тёплые края, где зимовали журавли. И он бодро пустился в путь.
Целый день он бежал по лесу, но конца его не было видно. Лес становился лишь гуще и темнее. Листопадничку стало страшно. Он испуганно прижимал уши, ловя ими каждый звук. Где−то в кустах наверняка таились страшные звери.
Быстро темнело. Листопадничек стал искать укрытие. Он увидел под корнями дерева какую−то норку и решил спрятаться в ней.
Но оказалось, что норка занята. Там сидел барсук, который совсем не обрадовался позднему гостю, но все−таки он разрешил зайчику переночевать.
Ночь зайчик провёл у барсука, а утром снова бросился в путь. Впереди начинались поля, и зайчику было страшно выбежать на открытое место, где не было никакого укрытия.
Он печально вздохнул, попрощался с мечтами о тёплых странах и побежал обратно.
«Нет на свете ничего милее родного гнезда» − думал он на бегу. − «И теплее родной мамы.»
Листопадничек бежал не останавливаясь, пока не добрался до плотины бобров. Дальше начиналось родное болото. Зайчик вздохнул, оглянулся на тёмный лес, и решительно перебежал плотину.
Вскоре он был в родном гнезде, а его братья и сестры с удивлением слушали рассказ о новых приключениях неутомимого путешественника.