№ 84ГДЗ ответы по литературному чтению 3 класс часть 2 учебника Климанова, Виноградская, Бойкина (Перспектива)

№ 84ГДЗ ответы по литературному чтению 3 класс часть 2 учебника Климанова, Виноградская, Бойкина (Перспектива)

Ответы к странице 84. В. Одоевский. Мороз Иванович

Вопросы и задания

1. Как автор изображает в сказке Мороза Ивановича? Вспомните, как называется этот литературный приём.

Мороз (явление природы) изображается как живой человек (Мороз Иванович). Этот литературный прием называется олицетворение.
Олицетворение — изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого.

2. Почему автор дал девочкам такие имена? Только ли именами отличаются девочки? Сравните их поступки.

Имена полностью соответствуют характеру и поведению девочек.

3. Как к девочкам относится Мороз Иванович? Почему он похвалил Ленивицу, а сам улыбнулся?

Мороз Иванович добр к людям, в том числе к девочкам. Поэтому он похвалил Ленивицу. Но он еще и справедлив. Поэтому он улыбнулся, понимая, что каждый получит по заслугам.

4. Объясните смысл слов Мороза Ивановича: «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда».

Каждый получает по заслугам.

5. Какие важные наблюдения о явлениях природы включены в сказку? Найдите их.

     Мороз Иванович держит зеленую травку под периной, объясняет, почему.  «Не выпускаю потому, что ещё не время, ещё трава в силу не вошла. Осенью крестьяне её посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы её захватила и к лету травка бы не вызрела. Вот я  и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да ещё сам прилёг на неё, чтобы снег ветром не разнесло, а вот придёт весна, снежная перина растает, травка заколосится…»
  Объясняет, почему в колодце вода студеная, почему мороз зимой в окошки стучится.

6. Вспомните народную сказку «Морозко». 

                 Морозко. Народная сказка
  Жила на свете мачеха. Было у неё две дочери: родная и падчерица. Родная что сделает, за всё её гладят по головке да приговаривают «умница»! А падчерица, как ни угождает, ничем не угодит — всё не так, всё худо; а, надо правду сказать, девочка была золото; в хороших руках она бы как сыр в масле каталась, а у мачехи каждый день слезами умывалась. Что делать…
  Ветер хоть пошумит, да затихнет; сварливая баба расходится — не скоро уймешь: всё будет придумывать да зубы чесать. И придумала мачеха падчерицу со двора согнать.
Вот и говорит она мужу:
— Вези, вези, старик, её, куда хочешь, чтобы мои глаза её не видали, чтобы мои уши о ней не слыхали; да не вози к родным в тёплую хату, а в лес дремучий на трескучий мороз.
  Заплакал, затужил старик, да нечего делать, посадил дочку в сани, хотел прикрыть попонкой, да и то побоялся, так повёз, бездомную.
  Привез старик дочку в лес дремучий, свалил в сугроб, перекрестил, а сам поскорее домой, чтобы глаза не видали дочериной смерти.
  Осталась бедненькая, трясётся, плачет. Вдруг слышит: невдалеке Морозко потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, поскакивает да пощелкивает.
  Вот очутился он на той ели, под которой девица сидит. Пощелкивает, поскакивает, на красную девицу поглядывает.
— Девица, девица, я — Мороз Красный Нос!
— Добро пожаловать, Мороз! Знать, Бог тебя принес по мою душу грешную!
— Тепло ли тебе, девица?
— Тепло, тепло, батюшка, Морозушко!
  Ниже спустился Морозко, сильнее затрещал и защипал. Опять спрашивает:
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
  Сильно знобит девицу, чуть дух переводит она, но ещё говорит:
— Тепло, Морозушко, тепло, батюшка!
  Пуще затрещал и сильнее защёлкал Морозко.
— Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?
  Девица окостенела и говорит чуть слышно:
— Ой, тепло, голубчик Морозушко!
  Полюбились Морозке ее ласковые речи: сжалился он над ней и окутал её шубами, отогрел одеялами да принёс ей сундук, полный всякого приданого, а потом подарил ей платье, шитое серебром и золотом. Надела она его и стала такая красавица, такая нарядница! Сидит и песенки попевает.
  А мачеха по ней поминки справляет: блинов напекла.
— Поезжай, старик, дочь свою хоронить.
  Поехал старик.
  А собачка под столом:
— Тяв! Тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, старухину женихи не берут!
— Молчи, дура! Вот тебе блинок. Скажи: старухину дочь женихи возьмут, а стариковой одни косточки привезут.
  Собачка съела блин да опять:
— Тяв! Тяв! Старикову дочь в злате, в серебре везут, старухину женихи не берут!
  Старуха собачонке уж и блины давала, и била её, она всё своё:
— Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину женихи не возьмут!
  Скрипнули ворота, растворились двери, несут сундук высокий, тяжёлый, идет падчерица в злате да в серебре — так и сияет!
Мачеха глянула — и руки врозь!
— Старик, старик, запрягай других лошадей, вези и мою дочь! Посади её в том же лесу, на то же место.
  Повёз старик старухину дочь в тот же лес дремучий, посадил на то же место.
  Вот и пришел Мороз Красный Нос, поглядел на свою гостью и стал её спрашивать:
— Тепло ли тебе, девица?
— Убирайся ты! — отвечала ему старухина дочь. — Или ты ослеп, не видишь, что у меня руки и ноги окостенели!
  Попрыгал, поскакал Морозко, а хороших речей не дождался, рассердился, схватил её и заморозил.
— Пора, старик, за дочкой ехать. Запрягай-ка лихих коней, да смотри, саней не повали, сундук не оброни!
  А собачка под столом:
— Тяв! Тяв! Старикову дочь женихи возьмут, а старухиной в мешке косточки везут!
— Не ври! На́ пирог, скажи: старухину в злате, в серебре везут.
  Растворились ворота, выбежала старуха встречать дочку родную, да вместо неё обняла холодное тело.
  Заплакала, заголосила, да поздно.

Чем похожи народная и литературная сказки, чем они различаются?

Автор сохранил особенности волшебной сказки, например сказочный зачин, волшебные события и испытания героев, противопоставление героев, победа добра над злом, волшебный вестник, троекратные повторы.

7. Докажите, что автор сохранил особенности волшебной сказки: сказочный зачин, волшебные события, испытания героев, противопоставление героев, победа добра над злом, волшебный вестник, троекратные повторы.

Зачин «В одном доме жили две девочки…»
Волшебные события: мир на дне колодца, говорящая печка, яблоня.
Испытания: послужить Морозу Ивановичу 3 дня.
Противопоставление: работящая девочка и ленивица.
Победа добра над злом: ленивица наказана.
Волшебный вестник: говорящий петух.
Троекратные повторы: 3 дня должны были прослужить девочки Морозу Ивановичу.

8. Отличается ли окончание народной сказки от окончания литературной? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

В конце обеих сказок зло наказано. Но в народной сказке от дочери мачехи остались одни косточки, а в литературной сказке Ленивица просто осталась ни с чем, но живая.

9. Разделите сказку на пять частей. Определите их границы. Составьте план каждой части. Придумайте заглавия. Сделайте рисунки к каждой части.

1 Рукодельница и Ленивица
2 Рукодельница в колодце
3 Испытания Мороза Ивановича
4 Ленивица в колодце
5 Лень наказана

10. Перескажите сказку по составленному плану.

Пересказываем прочитанное.

11. Соотнесите основную мысль сказки с пословицей.
Кто любит труд, того люди чтут.

Рукодельница получила награду за свой труд, а Ленивица в сказке была наказана.

 

Ответы к странице 92-93. Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу(из сборника «Алёнушкины сказки»)

Вопросы и задания

1. Вспомните сказки Д. Мамина-Сибиряка, которые вы уже прочитали. Нравятся ли они вам? Почему? Обоснуйте свою точку зрения.

«Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Серая шейка», «Про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост». Мне нравятся сказки  Д. Мамина-Сибиряка, потому что они смешные и поучительные.

2. Как автор изображает Воробья Воробеича и Ерша Ершовича? Какими чертами характера наделены эти герои?

Автор изображает Воробья Воробеича и Ерша Ершовича весёлыми и общительными. 

3. Расскажите о дружбе Воробья Воробеича и Ерша Ершовича. Как вы понимаете выражение жили душа в душу?

Воробей Воробеич и Ёрш Ершович любили поболтать. Они говорили о своей жизни, забавных историях и о многом другом. Выражение «Жили душа в душу» означает привязанность друг к другу.

4. Как жилось героям зимой и летом? Какие неприятности и трудности были у друзей? Подтвердите свой ответ примерами из текста.

   Зимой приятели сильно мёрзли. «У друзей и неприятности были почти одинаковые. Например, зима: как зяб бедный Воробей Воробеич! Ершу Ершовичу тоже по зимам приходилось несладко. И темно, и холодно, и не хочется шевелиться» .
Летом они бегали от хищников. «Раз ястреб версты две гнался за Воробьём Воробеичем, и тот едва успел спрятаться в речной осоке». За Ершом Ершовичем гналась щука: «А я выплыл с другими рыбками и думал, что в воде лежит полено, а как это полено бросится за мной…»

5. Из-за чего возник шум и спор у старых приятелей? Перечитайте этот эпизод, подготовьте его для выразительного чтения. Как должны звучать слова Воробья Воробеича: гневно, торопливо, громко, с возмущением, обиженно? А как должны звучать слова Ерша Ершовича: спокойно, уверенно, с интонацией оправдания?

   Шум у старых приятелей возник из-за того, что Ёрш Ершович закричал Воробью Воробеичу, который нёс большого червя, о том, что за ним летит ястреб. Воробей Воробеич испугался и уронил червя в прорубь к Ершу Ершовичу, который его съел.
Читаем этот эпизод выразительно.
Слова Воробья Воробеича должны звучать гневно, громко, с возмущением, обиженно. Слова Ерша Ершовича — спокойно, с интонацией оправдания.

6. Расскажите, как Яша разбирал дело по совести. Объясните смысл следующих выражений: по совести, на совесть, чистая совесть, со спокойной совестью, для очистки совести.

Яша говорил, что тот кто нашёл червя и должен его съесть.

7. Что предложил Яша? Прочитайте его слова так, чтобы слушатели поняли, как он мирил маленьких озорников.

Яша предложил приятелям не ссориться и разобраться в деле.  Читаем выразительно о том как Яша мирил друзей.

8. Почему между рыбами и птицами произошла драка? Найдите глаголы, которые помогают изобразить «настоящую свалку».

Между рыбами и птицами произошла драка, потому что они все хотели догнать Воробья Воробеича, но потом они начали бить друг друга из-за того, что они хотели съесть краюшку хлеба.

9. Есть ли что-то общее в поступках героев двух сказок: литературной сказки Д. Мамина-Сибиряка и народной сказки «Лиса и Журавль»?

В этих двух рассказах есть кое-что общее: оба приятеля поссорились, потому что не думали друг о друге и не угодили друг другу.

10. Обсудите с друзьями, что для героев важнее: свои собственные интересы и желания или интересы и желания других. Они думают больше о других или о себе? А как вы чаще всего поступаете в подобных ситуациях?

   Герои думают больше о себе и ставят превыше всего свои собственные желания. Я стараюсь думать и об интересах окружающих, но у меня не всегда получается.

11. Имеет ли сказка Д. Мамина-Сибиряка концовку? Перечитайте её. Какая она: необычная, смешная, поучительная? Почему автор придумал именно такое окончание? Обратите внимание на поступок Алёнушки.

   Сказка имеет смешную концовку. Алёнушка пришла к Яше и посмеялась от этой истории, и сказала, что разделила бы и червячка и краюшку. После этого она сказала, как она не поровну разделила между папой, Лизой и собой четыре яблока. Этот момент мне показался смешным.

12. Заметили ли вы, что текст разделён на три части? Обоснуйте справедливость такого деления. Озаглавьте части, выберите одну из них для пересказа.

   В первой части нас знакомят с главными героями рассказа и с тем как они живут. Во второй части рассказа рассматривается спор Воробья и Ерша.  Третья часть рассказа – это заключение.

Знакомство с героями
Спор
Заключение

13. Как ещё можно разделить текст?

Можно разделить текст еще более подробно.
1 — как Ёрш и Воробей друг друга в гости звали
2 — трубочист Яша
3 — неприятности
4 — спор
5 — вор
6 — Аленушка пришла

14. Перескажите сказку от лица Алёнушки.

   Я пришла к речке, где сидел трубочист Яша. Вдалеке я увидела дерущихся рыб и птиц и расспросила об этом Яшу. Тот рассказал, что воробей украл у Бекасика червячка, уронил его в воду, а там червяка Ёрш съел. Подняли птицы с рыбами по этому поводу спор, кто тут прав. Яша их пытался помирить, но воробей и у него украл краюху хлеба. А пока другие птицы за ним гонялись, съели весь хлеб до крошки. Все это выглядело очень смешно. Услышав его рассказ, я сказала: «Ах, какие они все глупые, и рыбки и птички.  А я бы разделила всё — и червячка и краюшку, и никто бы не ссорился». А потом рассказала, как я поделила между мной, папой и Лизой 4 яблока: 1 папе, 1 Лизе и 2 мне.

15. Сравните основную мысль сказки с пословицей. Не делай другому того, что себе не пожелаешь.

    Герои приглашали друг друга в гости, не понимая, что Ёрш не умеет летать, а Воробей — плавать. Ёрш съел червячка, который принадлежал Воробью. Но Ёрш бы обиделся, если бы Воробей у него тоже что-нибудь забрал. Не нужно делать другому того, что себе не пожелаешь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *