Вопросы к странице 88-89. Басни
1. Вспомните определение басни. С какими сказками можно сравнить басни?
Басня-это литературный жанр, основанный на иносказании, поучительное стихотворное или в прозе произведение, сатирического характера, содержит мораль. Басни можно сравнить со сказками о животных, в которых животные выступают в роли людей, а высмеиваются их пороки
2. Почти в каждой басне имеется вывод — мораль. В какой части басни может находиться мораль? Сводится ли общий смысл басни к той конкретной морали, которая названа автором? Найдите мораль в приведённых баснях Крылова.
Мораль басни — это авторский вывод, то, что автор хочет сказать читателям. Мораль басни может быть в любой части басни, как решает автор, иногда авторы не пишут конкретную мораль, оставляя читателю право самим сделать вывод и подвести итоги. Басня — авторское произведение, поэтому иногда мораль всей басни несёт другой, аллегорический смысл, имеет политическую или другую подоплёку. Автор называет мораль басни, а читатель догадывается о скрытой морали.
«Ворона и Лисица» . Мораль басни: не покупайся на лесть, льстецы — обманщики, и любыми способами достигают своих целей. Политическая подоплёка-льстецы во власти, они бюрократы и казнокрады. Крылов переводит проблему льстецов на уровень государства.
«Свинья под дубом» — «не руби сук, на котором сидишь». Свинья живёт за «счёт дуба», она питается желудями, портя корни дерева, уничтожает свой источник пропитания. Крылов высмеивает неблагодарных и глупых людей, которые уничтожают то, за счёт чего живут. Невежество ведёт к разрушениям, уничтожению ценностей, которые сами невежды создать не могут, зато лихо ломают и уничтожают блага, сделанные другими.
«Волк и Ягнёнок». Мораль басни в вине слабого перед сильным, сила одерживает вверх. Скрытая мораль, не указанная автором, — произвол властей и бесправие простого народа перед всласть имущими. Желание оставаться хорошими при плохих поступках — это нормальное желание чиновников любых времён. Оправдать себя за счёт закона, быть «белыми и пушистыми» — проблема времён Крылова, когда сильные мира сего, сановники творили беспредел, обирали бедных, обижали слабых, прикрываясь при этом законом.
3.
==
4.
5.
6.
7.
8.
9.