«Песнь о вещем Олеге»
Размышляем о прочитанном (с. 93)
1. Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чем вы видите разницу и что в них общего?
В балладе A.C. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» кудесник в ответ на вопрос князя поведал о его жизни следующее: князь Олег удачливый воин, имя его известно далеко за пределами Руси, он успешно воюет и на суше, и в море. Деяния князя сопровождаются защитой ангела-хранителя. Так из этого рассказа мы узнаем о жизни князя, о его походах, он славный воин и удачливый человек.
Известно, что баллада — это поэтическое переложение летописной легенды о смерти князя Олега.
Пушкин сохранил сюжет предания, но дополнил его лирическим содержанием, рассказав о чувствах князя, его переживаниях, выразив при этом свое отношение к происходящему.
В балладе дается .характеристика кудесника: он смело отвечает князю, отказывается от предлагаемых ему даров, объявляет о своей независимости и свободе. Здесь Пушкин выражает свою точку зрения на роль и предназначение поэта: поэт дружит с «волей небесной», он правдив и свободен.
Также в балладе выражается авторская оценка поведения князя: он несколько высокомерен по отношению к волхву, легкомысленно относится к его словам («презреть бы твое предсказанье!»), он даже бранит кудесника («ты лживый, безумный старик»), за это и наказан. Но князь наделен и добрыми чувствами: он с любовью относится к коню, заботится о нем, скучает в разлуке. Еще в балладе автор описывает воинское братство, которое основано на тех подвигах, которые дружинники князя совершили.
В балладе, в отличие от бесстрастного повествования в летописи, показан художественный образ князя, а также отношение к событиям, происходящим с лирическим героем.
2. Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? Аргументируйте свой ответ.
Диалог князя и старца раскрывает их взаимоотношения. Князь считает себя всесильным, он думает, что его все боятся («не бойся меня»). Интересна реакция князя на слова волхва («он усмехнулся — однако чело/ И взор омрачился думой»). Это говорит о том, что он суеверный, а не верующий человек.
Он принимает решение расстаться с конем, но в глубин« души сердится на кудесника, что выражается в словах далее «Кудесник, ты лживый, безумный старик!»
Предсказатель же показан мудрым человеком, обладающим большим чувством собственного достоинства. Ему не ведом страх, внутренне он совершенно свободен, потому что «с волей небесною дружен». Поэтому образ волхва кажете: более привлекательным; автор на его стороне, так как через этот образ Пушкин выражает и свою точку зрения на пред назначение поэта и поэзии.
3. Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей… Согласны ли вы с этим суждением? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.
Вполне возможно предположить, что словами волхв Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта. Известно, что Пушкин считал божественным происхождение поэтического дара; диалог волхва и князя аллегорической форме показывает отношение вищестоящего (царя) и одаренного (поэта).
Творческое задание
Читателю всегда интересно отношение автора к своим произведениям. Так, в письме к Л. Бестужеву Л. С. Пушкин пишет: «Тебе, кажется, «Олег» не нравится: напрасно. Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического». Как характеризует А. С. Пушкина его собственный отзыв о «Песни о вещем Олеге»? Во многих случаях Пушкин обыгрывает прощание с конём драматургически (как в пьесе, в фильме), указывая на жесты, позу, поведение, состояние, настроение. Приведите примеры драматургичности баллады.
Пушкину нравится его творение, он считает его поэтическим, восхищается «трогательным простодушием», любовью и заботливостью старого князя к своему коню.
Действительно, A. C. Пушкин подробно описывает прощание с конем, называет жесты, позу, состояние, настроение. Это одна из особенностей повествования, которая позволяет живописать картину.
Обогащаем свою речь (с. 94)
1. Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризна, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» и пр.
Устаревшие слова придают тексту возвышенный характер, погружают читателя в мир прошлого, а выражения «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» — это образные словосочетания из языка пушкинской эпохи, что делает балладу легкой для восприятия.
2. Объясните слово «вещий». К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)?
Вещий — ведающий, знающий, предвидящий будущее. В большей степени это определение относится к кудеснику, который предсказан князю будущее, а тот не поверил ему и погиб.
3. Известно, что в черновом варианте были слова «престарелый кудесник», в окончательном вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?
Слово «престарелый» говорит только о возрасте человека, а эпитет «вдохновенный» передает отношение автора и характеризует дар кудесника: этот дар провидения дан ему свыше, Богом. Так замена одного слова другим значительно углубляет текст.
4. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конем, воспоминаниям о нем. И здесь замечаем поиск поэтом нужного слова. В первоначальном тексте читаем: «Он по полю едет на смирном коне», в окончательной редакции: «Князь но полю едет на мерном коне». Что достигается заменой слова?
Слово «смирный» говорит только о характере коня, а слово «верный» говорит об отношении между человеком и конем: они друзья, причем конь по-настоящему дорог хозяину, потому что верен, как человек.
Литература и изобразительное искусство (с. 94)
1. Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песни о вещем Олеге». Какой на этих текстов лучше пересказать, какой — инсценировать или прочитать по ролям? Какие произведения изобразительного искусства предпочтительнее для иллюстрации каждого из текстов (графика, скульптура, живопись)?
Летописный текст легко пересказывать, а балладу Пушкина можно инсценировать, читать по ролям или снять мультфильм. Живописные или графические иллюстрации подходят для обоих текстов, а вот портреты героев или скульптуры лучше создавать по тексту баллады, так как именно в этом тексте характеры героев ярко и выразительно переданы автором.
2. Рассмотрите иллюстрацию. Так ли вы представляли себе героев? Если бы вам предложили подготовить памятник литературному герою, кому бы вы его поставили — князю или кудеснику? Как бы он выглядел (из чего сделан, где поставлен)? Подготовьте сценарий диафильма на основе текста «Песни о вещем Олеге» с помощью иллюстраций к ней.
На полотне художника В.И. Васнецова изображен тот момент, с которого начинается развитие сюжета — это разговор старца и князя Олега.
Художник передает ощущение тревоги, такое впечатление, что дует ветер. Старец спокоен, уверен в себе. Князь грозен, он недоволен тем, что он слышит. У князя красивый конь светлой масти, он сильный, но спокойный, у коня красивая сбруя, грива расчесана — ясно, что это любимый конь. Иллюстрация замечательно показывает отношения между героями, помогает представить их внешний вид.
Интересно было бы создать памятник старцу, это был бы человек в одежде того времени, со свитком в руках: он уже записывает то, о чем думает, это символический образ творца, который лишен чувства страха, потому что говорит правду.
3. Подготовьте сценарий диафильма на основе текста «Песни о вещем Олеге».
Сценарий диафильма:
1. Встреча князя Олега с кудесником
2. Прощание князя с конем
3. Княжеский пир
4. Князь на могиле коня
5. Смерть князя Олега
Фонохрестоматия
1. Как вы думаете, почему актёр, читая слова князя Олега, обращённые к кудеснику, делает акцент на княжеском даре: «В награду любого возьмёшь ты коня…»? Что он хочет сказать этим об Олеге? Уверен ли чтец в том, что князь действительно верит в предсказания?
Скорее всего актёр думает, что Олег действительно верит кудеснику. В то время религия играла очень важную роль.
2. Какие черты характера кудесника подчёркивает актёр, читая монолог предсказателя? Помогает ли вам чтение актёра зримо представить образ волхва? Чем актёр дополнил ваше читательское представление об этом персонаже?
Актёр подчеркивает следующие черты кудесника: спокойствие, мудрость, бесстрашие. Чтение актёра помогает представить образ волхва.
3. «Олег усмехнулся — однако чело и взор омрачилися думой…» — какое сложное противоборство чувств и мыслей передал актёр в этой фразе?
Актёр в этой фразе передал с одной стороны бесстрашие храброго князя Олега, а с другой стороны веру князя в предсказания, которые его очень печалят.
4. Какие средства выразительного чтения позволяют актёру передать эмоциональное состояние князя Олега в сцене прощания с конём?
С помощью темпа, интонации актёр передает эмоции князя Олега.
5. Почему актёр с такой силой выделяет слова: «Кудесник, ты лживый, безумный старик…»? Только ли на волхва в этот миг досадует Олег?
Олег досадует и на свою судьбу.