Урок 44 Как устроен наш язык
Дополнение
Прочитай предложения. Вчера мы смотрели. Алёша прочитал. Ребята обсуждали.
Известно ли: что смотрели? Что Алёша прочитал? Что обсуждали ребята?
Попробуй дополнить предложения, чтобы информация была более полной, точной.
Вчера мы смотрели мультфильм. Алёша прочитал рассказ. Ребята обсуждали праздник.
Упражнение 1. К какому члену предложения — главному или второстепенному — задаётся вопрос? Можно ли сказать, что вопрос задаётся к обстоятельству или определению? (Нет) Почему? Ответь на вопросы, используя слова для справок.
Кого увидел Коля в зоопарке?
К кому приехала в гости Ира?
Кем гордятся бабушка и дедушка?
О ком ты прочитал в рассказе?
От кого ты получил письмо?
Чем едят суп?
Из чего сварили суп?
Коля увидел в зоопарке зверей.
Ира приехала в гости к подруге.
Бабушка и дедушка гордятся внуком.
Я прочитал в рассказе о щенке.
Я получил письмо от друга.
Суп едят ложкой.
Сварили суп из грибов.
Слова для справок: из грибов, от друга, внуком, зверей, ложкой, к подруге, о щенке.
В упражнении из урока про определения учебник вскользь указал на то, что определением будет и слово «из апельсинов» в предложении я люблю сок из апельсинов. В этом же предложении авторы предлагают выделить «из грибов» как дополнение. Имеет значение едва ощутимая разница в смысле предложения.
Во втором классе мы познакомились с изменением формы слова. Сравни вопросы из памятки «Правильно изменяй форму слова» на внутренней стороне обложки с вопросами к членам предложения в упражнении 1. Какой вывод можно сделать?
Вопросы совпадают.
Упражнение 2. Прочитай слова. Запиши в тетрадь только те слова, от которых можно задать вопросы, записанные в памятке «Правильно изменяй формы слов».
красный, стол, увидел, пришёл, говорил, стеклянный, купил, гордится, шёл, чайник
увидел, пришёл, говорил, купил, гордится, шёл
Если бы выписанные тобой слова были включены в предложения, то каким членом предложения они были бы? Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?, называется дополнением. Обычно дополнение связано со сказуемым: оно обозначает предмет, на который направлено действие. Дополнение подчёркивается так: пунктир.
кого?
↷
Ученики слушают учителя.
о чём?
↷
Саша мечтает о подарке.
Упражнение 3. Спиши предложения. На место вопросов ставь подходящие по смыслу слова. Каким членом предложения они будут?
На прошлом уроке мы узнали (о чём?). Подлежащее связано (с чем?). В слове «кино» нет (чего?). Окончание помогает изменить (что?) слова. Приставка образует (что?).
На прошлом уроке мы узнали (о чём?) о тексте. Подлежащее связано (с чем?) со сказуемым. В слове «кино» нет (чего?) окончания. Окончание помогает изменить (что?) форму слова. Приставка образует (что?) слово.
Упражнение 4. Прочитай. Выпиши в тетрадь только такие слова, которые могут отвечать на вопросы дополнения. Перед словом записывай вопрос.
Образец: (чему?) дереву, (о ком?) о друзьях.
вылетел, золотой, котятами, вилкой, написала, собак, столами, о лете, красивое, брату
(Кем?) котятами, (чем?) вилкой, (кого?) собак, (чем?) столами, (о чём?) о лете, (кому?) брату.
Упражнение 5. Спиши предложения. Найди в них дополнения и подчеркни. Стрелкой обозначь, от какого слова ты задаёшь вопрос к дополнению.
чем?
Образец. Учительница довольна моей работой.
Мой брат играет в футбол. Вчера Коля забил решающий гол. Мы гордимся нашим чемпионом. У Коли в комнате стоит кубок.
во что?
↷
Мой брат играет в футбол.
что?
| ↓
Вчера Коля забил решающий гол.
кем?
| ↓
Мы гордимся нашим чемпионом.
у кого?
↶
У Коли в комнате стоит кубок.
Футбол — слово заимствовано из английского языка, в котором оно состоит из двух корней (фут — «нога» и бол— «мяч»), то есть футбол — это «ножной мяч». Из английского языка заимствованы и другие названия игр с мячом: баскетбол (корзина + мяч), гандбол (рука + мяч), волейбол (полёт + + мяч).