Ответы к странице 36. Проверим себя
1. Какое из произведений этого раздела тебе понравилось больше всего? Кратко расскажи его маме или своим друзьям.
Ответ:
Больше всего из произведений этого раздела мне понравился рассказ А.Куприна «Слон».
Маленькая девочка Надя была очень больна. Каждый день к ней приходили врачи, внимательно осматривали её, но ничего не находили. Один доктор посоветовал родителям Нади как−то развеселить её, развлечь, потому что лучшим лекарством в её случае был искренний смех.
Мама предлагала дочери красивых кукол, горячий шоколад, прогулку с подругами, но Надю ничего не интересовало. Она неподвижно лежала в кровати и тихо угасала. Иногда в детскую приходил отец Нади, гладил её и долго стоял у окна, украдкой вытирая слёзы.
Однажды девочка проснулась оживлённой: она вспомнила свой сон и попросила у родителей слона. Отец тут же умчался и вскоре вернулся с огромным игрушечным слоном, на котором сидели человечки. Но Наде нужен был непременно живой слон, пусть даже и самый маленький. Папа принялся нервничать, ведь привести живого слона – это то же самое, что достать звезду с неба. Увидев грустную улыбку дочери, он вновь куда−то спешно ушёл.
В зверинце отец увидел трёх слонов, и самый большой из них умел даже читать книги и обедать, как человек. Он принялся умолять хозяина зверинца привести слона Томми к нему домой, где его ждёт больная девочка. Владелец зверинца, вспомнив свою маленькую дочь, смягчился и согласился привести слона, но только ночью, чтобы не потревожить жителей города. Отец готов был возместить все убытки, договориться с полицией и даже расширить двери.
Ночью Томми в сопровождении полицейского привели в дом Нади, где его покормили и он уснул. Каково же было удивление Нади, когда утром в гостиной она обнаружила большого слона. Девочка радостно принялась знакомить его со своими куклами, показывать книжки с картинками, угощать булкой. Затем Томми сел, ему повязали скатерть, и все принялись обедать.
На следующий день Надя проснулась бодрой и весёлой. Когда она спросила про слона, ей ответили, что он ушёл к своим деткам и попросил передать, что ждёт её в гости, как только ей станет лучше. Надя весело рассмеялась и попросила передать Томми, что она уже здорова.
2. Как ты считаешь, «Случай с Евсейкой» — весёлая, страшная, смешная, грустная история? Подтверди своё мнение чтением предложений из текста.
Ответ:
Случай с Евсейкой — это сказка. Это веселая и смешная история:
«Сел на камень, покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг — очень хорошо!»
«И, приосанясь, оглядывается: плавает вокруг него разноцветная, игривая рыбешка и — смеется, разговаривает».
3. Расскажи, в чём разница описания голотурии и сепии в статье из справочника и в произведении М. Горького. Можем ли мы сказать, что читатель сопереживает герою произведения, когда читает статью из справочника? Выражено ли в ней отношение автора?
Ответ:
В статье из справочника:
Обыкновенная сепия, или лекарственная каракатица, − головоногий моллюск, один из самых развитых представителей моллюсков. Сепия любит песчаное дно и держится на мелководье. Днём она лежит на дне, покровительственная окраска хорошо её маскирует. Ночью сепия выплывает на охоту. Она меняет цвет и совершенно сливается с окружающим миром. А ещё сепия, спасаясь от опасности, может плыть назад. И если потеряет одну из своих рук, то на её месте вскоре вырастает новая.
Голотурия, или морской огурец, относится к отряду иглокожих. Голотурия и вправду несколько напоминает по форме огурец.
Интересная особенность голотурии заключается в том, что, спасаясь от опасности, она выбрасывает из себя все внутренности прямо навстречу врагу и торопится скрыться. Но это не самоубийство − если голотурия спаслась, внутренности у неё вырастут вновь.
В произведении М.Горького:
«На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросёнка, и шипит…»
«Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…»
В статье из справочника отсутствует эмоциональная окраска и не выражено никаких переживаний или отношения к главному герою.
В рассказе же М.Горького читатель сопереживает герою произведения, потому что в рассказе показывается, что не все, что кажется таким реальным, может происходить по−настоящему. Евсейка долго сидел на солнце, перегрелся и уснул. Приснился ему сон, который научил многому, а особенно выходить из стрессовых ситуаций, обдуманно отвечать на вопросы, ведь от ответов зависит жизнь.
Евсейка хочет заплакать от безысходности, ведь большая рыба назвала его утопленником, а от камня оторваться и поплыть наверх самостоятельно он не может. Чуждый ему мир затянул и не отпускает. Ребенок чувствует, что вот−вот заплачет, но ловит себя на мысли, что слез все равно видно не будет и никого эта ситуация не разжалобит.
Максим Горький автор литературной сказки «Случай с Евсейкой» описывает своего персонажа, как хорошего человека и переживает за него, старается наделить его хитростью и смекалкой, мужеством, подчеркивает, что Евсейка любит своих родителей, автору дорог его персонаж.
4. Приходилось ли тебе быть на рыбалке? Не приключилось ли там с тобой какой−нибудь забавной фантастической истории? Придумай и запиши её в «Рабочую тетрадь».
Ответ:
Однажды отец взял нас с моим другом на рыбалку. Мы были так рады, что долго не могли угомониться, все время болтали без остановки, пока папа не сказал, что наши голоса отпугивают рыбу. Мы замолчали и начали пристально следить за поплавками.
Так продолжалось долгие два часа.
И вдруг поплавок моего друга ожил, он так дергался и юлил, что мы поняли − на крючок попалось что−то чересчур интересное.
Мы затаили дыхание и через полминуты он вытащил на берег огромную щуку. Она была такая большая и старая, что мы даже подумали, что, наверное, именно она выполняла просьбы Емели из сказки. Нам стало жалко рыбу и мы отпустили ее обратно.
5. Перечисли основные события рассказа «Растрёпанный воробей». Кратко перескажи текст.
Ответ:
Маша жила с мамой и любимой нянечкой Петровной. Мама Маши работала балериной в театре, и днем девочка оставалась с няней.
Девочка любила смотреть в окно и наблюдать, что там происходит. Неподалеку от дома стоял небольшой киоск. Летом в нем продавали мороженое, а зимой он стоял пустым. Ларек приглянулся одной вороне, которая устроила в нем жилище. Это была очень умная и хитрая птица, которая повадилась влетать в форточку Машиной квартиры, и забирать кусочки пищи и разные маленькие предметы.
Однажды в ларек проник маленький воробей Пашка, который сразу поплатился за свою наглость – ворона, что есть силы, ударила его клювом в голову и столкнула вниз. Маша подобрала несчастную птичку и выходила ее. Когда Пашка окреп, он часто прилетал к спасшей его девочке и приносил в клювике разные сувениры, которые находил в тайнике вороны.
Ворона стащила чудесную стеклянную брошь в виде букета, которой очень дорожила Машина мама.
Женщина была очень расстроена и однажды неожиданно прямо посреди ее выступления на сцене появился крошечный воробей с брошью в клюве. Вместе со своими товарищами он разнес тайник вороны, и вернул Машиной маме памятный подарок. Машина мама вновь плакала, но уже от счастья…
Краткое содержание сказки «Растрепанный воробей» Константина Паустовского:
Главная героиня сказки − девочка Маша, которая живёт со своими родителями и няней Петровной в центре города в старом доме. Мама у Маши балерина, выступает на сцене.
Родители часто оставляют открытым окно, в которое залетает ворона и крадёт дорогую маминому сердцу брошь − хрустальный букетик. Мама очень расстроена пропажей.
Маша приютила маленького воробушка Пашку, которого на улице поклевала та самая ворона.
Узнав про несчастье девочки, воробей Пашка со своими друзьями воробьями нападает на ворону и отбирает у него букетик, а потом в клювике несёт его в театр на сцену, где в это время танцует Машина мама. Букетик оказывается в маминых руках, она счастлива!
Вот так маленький воробей отплатил добром спасшей его девочке Маше.
6. Составь отзыв на произведение К. Паустовского «Растрёпанный воробей». Обязательно ответь на вопрос, что больше всего тебе понравилось в этом произведении. Чем тебе запомнились поступки воробья Пашки?
Ответ:
Сказка К.Паустовского «Растрёпанный воробей» никого не может оставить равнодушным: динамичный сюжет, милые герои, добрая концовка.
Герои сказки «Растрепанный воробей»: добрая девочка Маша, бесстрашный воробей Пашка и вредная ворона. Ворона крадет любимую брошь мамы Маши − подарок отца, воробей Пашка с друзьями−воробьями нападает на ларек, где прячет награбленное ворона, уносит брошь прямо маме в театр на ее выступление.
Рассказ «Растрепанный воробей» − очень трогательная история о дружбе, взаимовыручке и доброте. Особенно хотелось бы отметить счастливую концовку рассказа, когда воробей передает маме брошь, добро побеждает зло, справедливость торжествует. Мне очень понравился рассказ «Растрепанный воробей» Константина Паустовского, мне бы тоже хотелось подружиться с таким воробьем Пашкой.
Мне очень понравилась сказка К. Паустовского «Растрепанный воробей». Обычный воробей по имени Пашка на добро ответил добром. Воробья приютили и отогрели, а он взамен помог вернуть красивый стеклянный букетик, украденный вороной.
Воробей Пашка является главным героем рассказа К. Г. Паустовского «Растрепанный воробей». Его образ помогает писателю выразить мысль о том, что необязательно быть большим и сильным, чтобы победить врага.
Он смелый и находчивый. Чтобы победить ворону, он собрал воробьев. Вместе они оказались гораздо сильнее, чем поодиночке. Наказывая ворону, он забирал у нее похищенные вещи. Воробей умеет быть благодарным. Он отблагодарил девочку за свое спасение: принес ей гусеницу и вернул букетик. Он не сдается перед трудностями, ищет выход. Он умеет терпеть боль.
Паустовский показывает воробья в развитии. Сначала это обычный воробей−воришка. После спасения девочкой он испытывает чувство благодарности. В конце возвышается до совершения отважного поступка.
7. Какие иллюстрации ты бы сделал к произведению К. Паустовского? Опиши их.
Ответ:
Иллюстрации к эпизодам:
1. Как ворона ворует стеклянный букетик.
2. Как Пашка и другие воробьи налетели на ларек.
3. Как танцует на сцене Машина мама.
4. Как за зимним окном спит на ветке воробей Пашка.
8. Составь несколько вопросов к произведению «Слон», которые требуют подробного, вдумчивого ответа. На них нельзя ответить одним словом.
• Объясните, почему…
• Почему вы думаете…
• Почему вы считаете…
• В чём различие…
• Предположите, что будет, если…
Ответ:
Вопросы к произведению «Слон»:
1. Объясните, почему Наденьке не понравился игрушечный слон.
2. Почему вы думаете, по мнению Нади, нельзя было достать солнце?
3. Почему вы считаете, что у папы Наденьки была вредная привычка?
4. В чём различие между слоном Томми и картинками со слоном?
5. Предположите, что будет, если слон пойдёт по улице.
Ответы к вопросам:
1. Потому что Надя хотела настоящего, живого слона.
2. Солнце нельзя было достать, потому что оно жжётся.
3. Папа девочки много курил, а это вредная привычка.
4. Слон был большим, а на картинках были маленькие слоны.
5. Люди сбегутся смотреть на слона.