Урок 12
Упражнение 1. Прочитай.
Мама принесла целую тарелку манной каши.
— Ешь! — сказала мама. — Без всяких разговоров!
Я сказал:
— Видеть не могу манную кашу!
Но мама закричала:
— Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей!
(В. Драгунский)
Какие слова помогли тебе понять, что мальчик очень худой?
Вылитый Кощей!
Упражнение 2. Прочитай.
Однажды, когда Валя была совсем маленькой, она сказала маме:
— Мама, ты такая красивая! Такая красивая… как волк!
(А. Жукова)
Как ты думаешь, понравилось ли Валиной маме такое сравнение? Почему?
Волк считается не самым красивым животным, поэтому вряд ли маме понравилось такое сравнение. Но Вале, видимо, очень нравились волки, раз она сравнила их красоту с маминой.
Упражнение 3. Прочитай, как описывает маленькая девочка свою тётю.
Глаза зелёные, ресницы, как бабочки, платье в крупных цветах — настоящая принцесса. Но красивей всего были косы — золотистые, длинные-предлинные. Когда Елена Красивая причёсывалась, распущенные волосы лились, словно золотой водопад.
(М. Харитонов)
Удалось ли тебе представить Елену Красивую? С кем сравнивает девочка свою тётю? С чем сравнивает её ресницы? Распущенные волосы?
Девочка сравнивает тётю с принцессой. Ресницы — с бабочками, волосы — с золотым водопадом.
Упражнение 4. Поставь к словам вопросы. Запиши по образцу.
Образец:(что?) глаза (какие?) зелёные
( ? ) косы ( ? ) золотистые ( ? ) водопад ( ? ) золотой( ? ) принцесса ( ? ) настоящая
( что? ) косы ( какие? ) золотистые
( что? ) водопад ( какой? ) золотой
( кто? ) принцесса ( какая? ) настоящая
Упражнение 5. Догадайся, какие слова пропущены. Тебе помогут звуковые модели и слова-подсказки. Запиши получившиеся выражения.
красивый, как … тоненькая, как … высокий, как …
Слова-подсказки: жираф, травинка, принц, король, столб, тростинка.
красивый, как принц
тоненькая, как травинка
высокий, как жираф
Упражнение 6. Обрати внимание на предложения с восклицательным знаком в упражнении 1. Объясни, почему в конце предложений стоит именно этот знак.
Потому что тут необходима восклицательная интонация, мама говорит ребенку, что ему срочно нужно сделать.