Задание 10.1. В стеклянный цилиндр сверху налита чистая вода, а на дно через узкую трубу залит раствор медного купороса. Цилиндр находится в покое при постоянной температуре. Покажите на рисунке, как будет выглядеть содержимое цилиндра чрез различные промежутки времени.
Задание 10.2. Два одинаковых резиновых шарика соединены прозрачным шлангом (см. рис.), причём левый шарик в обоих случаях заполнен водородом (закрасьте водород синим цветом), правый — на рисунке a) пуст, а на рисунке б) заполнен воздухом (закрасьте воздух зелёным цветом). Шланг между шариками зажат зажимом.
Нарисуйте форму обоих шариков (пунктиром показана их начальная форма), а также места расположения молекул водорода (синим цветом) и воздуха (зелёным цветом) после того, как зажим уберут.
В каком случае процесс проникновения молекул водорода в правый шарик можно назвать диффузией.
В случае б)
Задание 10.3. Зачеркните по одному из выделенных слов, чтобы получилось верное объяснение описанного эксперимента.
На пластину из золота кладут пластину из свинца, а сверху — груз. Через 5 лет эти пластины трудно, легко отделить друг от друга, так как атомы золота проникают в свинцовую пластину, а атомы свинца — в золотую. При этом вдали, вблизи границы соприкосновения металлов образуется слой толщиной около 1 мм, 1 см, содержащий атомы и, только золота, и, только свинца. В описанном эксперименте наблюдается явление взаимного проникновения молекул контактирующих веществ, которое называется диффузией. Процесс диффузии происходит быстрее с повышением, понижением температуры.
Задание 10.4. Домашний эксперимент.
Положите на дно стакана с холодной водой кусочек сахара, но нe перемешивайте. Запишите, через какое время вам удалось обнаружить присутствие молекул сахара на поверхности воды в стакане и какой «прибор» при этом вы использовали.
Через 20 минут вода стала сладкая на вкус. «Прибор» − язык.