Ответы к странице 6. Александр Сергеевич Пушкин. Зимнее утро
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Вопросы и задания
1. Какие картины зимнего утра изображены в стихотворении? Опишите.
• Как выглядит комната в это утро?
• Какие звуки повторяются и помогают услышать, как трещит затопленная печь?
В стихотворении Пушкина описывается картина змнего утра. На улице морозно и солнечно. Везде лежит снег, он сверкает на солнце. Деревья покрыты инеем. Речка блестит подо льдом.
Комната в это утро озарена янтарным блеском.
«Весёлым ТРеском ТРещит затопленная печь.» Повторяются звуки ТР, они помогают услышать, как трещит затопленная печь.
2. Почему А. Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?
Вспоминая о зимней вьюге, Пушкин противопостовляет ей погожий денёк. Он вспоминает, как плохо, вьюжно и печально было накануне, и как хорошо и солнечно теперь. Это усиливает впечатление и помогает понять, что автор восхищается чудесным ясным утром и очень рад ему. У него приподнятое настроение, он готов мчаться по снегу на конях к «милому берегу».
3. Перечитайте последние шесть строк стихотворения. Какую интонацию вы выберете?
Эти строки можно прочитать с мечтательной интонацией и с восхищением.