Подведем итоги после главы 3 стр. 104
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
1. Где обитают живые организмы на нашей планете?
Среды обитания живых организмов:
1) водная;
2) почвенная;
3) наземно-воздушна;
4) организменная.
2. Охарактеризуйте условия жизни организмов в почвенной среде жизни.
В почвенной среде нет солнечного света, присутствует вода, там низкое содержание кислорода, не характерны сильные перепады температур.
Сама среда обитания твердая.
3. Приведите примеры растений и животных, обитающих в водной среде.
В водной среде обитают: окунь, акула, дельфин, медузы, тунец и др.
4. Назовите виды экологических факторов, которые влияют на жизнь организмов в природе.
Факторы живой природы: микроорганизмы, грибы, растения, животные, человек.
Факторы неживой природы: свет, температура, влажность.
5. Поясните, как животные приспособлены к суровым условиям зимы.
К зиме животные накапливают толстый слой жира, у них отрастает подшерсток.
Некоторые животные ложатся в спячку, чтобы пережить зиму. Во время спячки все жизненные процессы замедляются, организм расходует накопленный жир в качестве питания.
6. Что называют природным сообществом?
Природное сообщество — это совокупность растений, животных и всех микроорганизмов, которые приспособлены к жизни на определенной территории, в определенных климатических условиях, и которые взаимодействуют друг с другом в процессе жизнедеятельности.
7. Назовите, от чего зависит разнообразие природных сообществ в разных природных зонах и на разных материках.
Разнообразие природных сообществ на разных материках зависит от климатических условий.
8. Охарактеризуйте организмы, называемые планктонными.
Планктон — это мелкие организмы, которые свободно дрейфуют в воде и не способны сопротивляться течению.
9. Что собой представляет тайга?
Тайга — это природная зона с умеренным климатом, в которой преобладают хвойные деревья и представлены большое количество разных видов животных.
10. Приведите два-три примера крупных животных, обитающих в водной среде.
Кит, акула, морской лев.
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ
А. Задания на сравнение и объяснение.
1. Сравните условия обитания рыб – удильщика и акулы.
Удильщик обитает в очень глубоких местах. Его тело очень сильное и плотное, потому что должно выдерживать сильное давление глубоководья. Для приманивания добычи имеет «удочку с фонариком».
Акулы обитают на средних глубинах в открытой воде. Поэтому они имеют торпедовидную форму и сильные плавники.
2. Объясните, какие способы приспособления имеются у акулы и удильщика, связанные с условиями, в которых они обитают?
Удильщик обитает в очень глубоких местах. Его тело очень сильное и плотное, потому что должно выдерживать сильное давление глубоководья. Для приманивания добычи имеет «удочку с фонариком», что позволяет питаться в условиях полного отсутствия света.
Акулы обитают на средних глубинах в открытой воде. Поэтому они имеют торпедовидную форму и сильные плавники. Также они обладают мощной челюстью.
Б. Выберите правильный ответ.
1. В природном сообществе растения обычно выполняют функцию:
б) производителя
2. Самое бедное разнообразие живых организмов свойственно:
в) Антарктиде
В. Составьте слово, которое содержит предложенные буквы в указанном порядке.
1. Составьте слово из заданных согласных букв, гласные буквы используйте любые.
а) Буквы л, с
лес
б) Буквы с, т, п
степь
в) Буквы т, н, д, р
тундра
2. Составьте слово из заданных гласны букв, согласные буквы используйте любые
а) Буквы и, о, о, и, я
биология
б) Буквы о, а, и
организм
в) Буквы а, о
фактор
Г. Вставьте пропущенное слово.
1. Воздействие людей на природу – это антропогенный фактор
2. Воздействие климата на организмы – это фактор неживой природы.
3. Зеленый цвет гусеницы бабочки – это покровительственная окраска.