Наши проекты
Номер 14
Наш край (город, село) в годы Великой Отечественной войны.
Ответ:
Нижний Новгород в годы Великой Отечественной войны
В период Великой Отечественной войны 1941−1945 гг. город Нижний Новгород носил имя Горький и внес большой вклад в Победу над противником. Именно здесь был создан уникальный военно−промышленный комплекс предприятий, позволивший наладить выпуск практически всех видов оборонной продукции, включая оружие и снаряжение для сухопутных войск (танки, артсистемы, грузовики, патроны, снаряды), для авиации (самолеты разных типов) и флота (подводные лодки), а также взрывчатку и реактивное топливо.С первых дней войны промышленные предприятия города Горького были переделаны под выпуск продукции для фронта. Все промышленные предприятия г. Горького начали перестраивать производство на выпуск вооружения и боеприпасов, осваивать новые виды боевой техники для Красной армии. Государственный Комитет Обороны обязал завод «Красное Сормово» полностью перейти на выпуск средних танков Т−34 и боеприпасов для реактивной и ствольной артиллерии. Коллектив с честью справился с поставленной перед заводом задачей. Первый эшелон танков Т−34 уже в октябре 1941 г. был отправлен сормовичами для обороны Москвы.
Средний танк Т−34Всего за годы войны завод «Красное Сормово» поставил фронту 12 038 танков Т−34. В годы войны завод увеличивал выпуск боевых машин и работал над их усовершенствованием: в конце 1943 г. модернизировали башню танка, впервые в стране сделав ее литой, и установили 85−миллиметровую пушку последней модели. В кооперации с «Красным Сормовом» по производству средних танков Т−34, кроме металлургических, работали заводы: Горьковский автомобильный, «Двигатель революции», фрезерных станков, «Красный якорь», станкозавод и другие. Танк Т−34 признан специалистами лучшим танком второй мировой войны.
В январе 1942 г. на «Красном Сормове» возобновлено производство подводных лодок, прекращенное в 1941 г. За годы войны сормовичи сдали флоту 27 подводных лодок.В условиях начавшейся войны перед Горьковским автозаводом им. Молотова была поставлена сложная и ответственная задача: в кратчайшие сроки перейти на выпуск легких танков Т−60, выпуск которых продолжался по первую половину 1942 г., далее вместо них было налажено производство легкого танка Т−70. Впрочем, во второй половине войны легкие танки были признаны малоэффективными, и в 1943 г. их производство прекратилось. Автозавод стал выпускать самоходные артиллерийские установки СУ−76 и СУ−76м.
Самоходная Артиллерийская установка СУ−76В годы войны Горьковский автозавод выпускал также армейские автомобили с двумя ведущими осями. На базе легкого автомобиля−вездехода ГАЗ−64 был создан броневик БА−64, на фронт отправлено почти 6 тысяч таких машин. С осени 1941 и в течение 1942 г. Горьковский автозавод изготавливал минометы. В 1941−1943 гг. автозаводцы выпустили более 2 тысяч аэросаней. ГАЗ обеспечивал все автомобильные и почти все артиллерийские предприятия колесами, выпускал авиационные моторы для пикирующих бомбардировщиков, был единственным заводом в стране по производству колясок к армейским мотоциклам. Завод пережил бомбежки вражеской авиации в 1941−1943 гг., но это не прервало самоотверженный труд заводчан.
Завод ГАЗ после окончания немецких бомбардировокС первых дней войны над созданием наиболее совершенной конструкции боевых самолетов работал Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе. В кратчайшие сроки было налажено серийное производство истребителей ЛАГГ−3. В 1942 г. завод освоил выпуск истребителей ЛА−5 с двигателем воздушного охлаждения, в 1944 г. параллельно начал выпуск модели ЛА−7. Всего за 1941−1945 годы Горьковский авиазавод выпустил 19 202 самолетов типов ЛаГГ и Ла. На базе кооперировавшегося с авиазаводом машиностроительного завода им. Воробьева в 1941 г. было организовано производство шасси, крыльев, бензобаков, лонжеронов, нервюров для самолетов. Механический цех, кроме того, точил снаряды, литейный − выпускал корпуса мин.
Истребитель ЛА−5В выполнении военных заказов участвовали все промышленные предприятия области. Задачам фронта была подчинена работа предприятий легкой и местной промышленности области. В короткий срок коллективы фабрик освоили изготовление обмундирования, армейской обуви, палаток, парашютов, спецукупорки и другой продукции, необходимой фронту.
Активно в годы войны развивалось движение двухсотников, зародившееся в предвоенном Горьком и распространившееся на всю территорию СССР. Особый размах оно получило на Горьковском автозаводе, «Красном Сормове» и авиационном заводе. Также развивалось и стахановское движение, одним из зачинателей которого был автозаводец А.Х. Бусыгин.
Горьковчане принимали активное участие в сдаче крови для переливания раненым воинам. В донорском движении активное участие принимали работники ГАЗа, заводов «Красное Сормово», имени С. Орджоникидзе, «Красная Этна» и др. Всего за годы войны на фронт было отправлено 92 202 литра крови.
В течение второй половины 1941−1942 гг. в связи с приближением фронта и объявлением Горьковской области на военном положении в кратчайшие сроки были возведены три рубежа обороны, включавшие в общей сложности до 1134 км противотанковых оборонительных рвов. На сооружении этих рубежей трудилось в разные периоды свыше 350 тыс. жителей области, преимущественно женщин и подростков−учащихся средних школ. Приведенные ниже цифры позволяют оценить вклад тружеников Горьковской области в Победу над врагом.
Горьковский рубеж обороныВ годы Великой Отечественной войны горьковчане дали фронту 38 318 танков, САУ, бронемашин; 43 688 минометов; 16 324 самолетов; 27 подводных лодок; 109 636 автомашин; 85 722 радиостанций, а также около 101,7 тысяч артиллерийских орудий; 1165 «катюш», 3 бронепоезда, более 150 млн. боеприпасов и многое другое.