Урок 12 Как устроен наш язык
Морфологический разбор имени существительного
Оля сказала, что слова неваляшка и матрёшка — неодушевлённые имена существительные, так как эти слова называют неживые предметы. Марина считает их одушевлёнными, так как формы родительного и винительного падежей у этих слов совпадают. А это бывает только у одушевлённых имён существительных: Р. п. (нет) неваляшек, матрёшек; В. п. (вижу) неваляшек, матрёшек. Кто из девочек прав?
Права Марина, названия кукол относят к одушевлённым существительным.
К одушевлённым относятся и существительные, называющие:
— богов и мифических существ, представляемых как живых: леший, домовой, русалка;
— названия шахматных и карточных фигур: туз, валет, дама, король, конь, ферзь, слон, ладья, пешка;
— существительные, называющие кукол: петрушка, матрёшка, неваляшка, снеговик, роботы:
— существительные, обозначающие умершего человека: мертвец, покойник, утопленник (существительное труп сюда не входит).
Упражнение 1. Запиши имена существительные в два столбика:
1) одушевлённые; 2) неодушевлённые.
ёлка, синица, жук, скамейка, ночь, сестра, учитель, корабль, мастер, матрёшка, неваляшка, шофёр, шкаф, стекло, рояль, врач
Проверь себя: здесь девять одушевлённых существительных.
1) Синица, жук, сестра, учитель, мастер, матрёшка, неваляшка, шофёр, врач.
2) Ёлка, скамейка, ночь, корабль, шкаф, стекло, рояль, врач.
С какой целью мы проводим фонетический анализ слова и разбор слова по составу?
Чтобы знать, какая орфограмма в слове и какое правило применять для его написания.
Как ты думаешь, что значит «охарактеризовать слово как часть речи»?
Рассказать о его признаках постоянных и непостоянных.
Какие из перечисленных признаков можно отнести к имени существительному?
род, число, краткая или полная форма, падеж, склонение, одушевлённое — неодушевлённое, собственное — нарицательное, личное
Подумай, какие признаки имени существительного постоянные, а какие — изменяются вместе с изменением формы слова.
Как провести морфологический разбор имени существительного
1. Назови часть речи. 2. Запиши слово в начальной форме. 3. Перечисли постоянные признаки: *одушевлённое — неодушевлённое, *собственное — нарицательное, род, склонение. 4. Перечисли непостоянные признаки: число, падеж. 5. Укажи, каким членом предложения является.
Образец. На поляну выбежал заяц.
1. (На) поляну — имя существительное.
2. Начальная форма — поляна.
3. Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение.
4. Непостоянные признаки: единственное число, винительный падеж.
5. В предложении является обстоятельством: выбежал (куда?) на поляну.
Упражнение 2. Проверь, как Андрей выполнил морфологический разбор слова ядро. Есть ли ошибки в его работе?
На Луну Мюнхгаузен прилетел на ядре.
1. (На) ядре — имя сущ.
2. Нач. форма — ядро.
3. Пост. призн.: нариц., неодуш., ср. р., 2-е скл.
4. Непост. призн.: ед. ч., П. п.
5. Прилетел (на чём?) на ядре.
В предложении это слово действительно является обстоятельством, потому что можно задать вопрос прилетел (как?) на ядре. То есть ошибка в формулировке вопроса.
Упражнение 3. Найди ошибки и недочёты в работах ребят, письменно исправь их.
На ножках стола были красивые узоры в форме листьев.
1. Стола — имя сущ.
2. Нач. форма — стол.
3. Пост. призн.: нариц., неодуш., м. р., 2-е скл.
4. Непост. призн.: ед. ч., Р. п.
5. На ножках (чего?) стола.1. Листьев — имя сущ.
2. Нач. форма — листья.
3. Пост. призн.: нариц., неодуш., м. р., 2-е скл.
4. Непост. призн.: мн. ч., Д. п. Р.п.
5. В форме (чего?) листьев.
Упражнение 4. Прочитай текст. Выпиши из него пять имён существительных, которые являются обстоятельствами. Среди этих существительных только одно в форме родительного падежа. Назови это имя существительное и письменно выполни его морфологический разбор.
Плывёт туман над речкой,
Луна стоит в окне.
Поёт сверчок за печкой
В полночной тишине.
Течёт из щёлки сонной,
Как бархатный песок,
Ленивый, монотонный,
Скрипучий голосок.
(Т. Белозёров)
Над речкой, в окне, за печкой, в тишине, из щёлки.
1. (Из) щёлки — сущ.
2. Нач. форма — щёлка.
3. Пост. призн.: нариц., неодуш., ж. р., 1-е скл.
4. Непост. призн.: ед. ч., Р. п.
5. Течёт (откуда?) из щёлки.