Урок 19 Развитие речи
Текст
Упражнение 1. Прочитай текст. Озаглавь его. Какой это текст — описание, повествование или рассуждение?
Из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжёлой стеной, без просвета, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Её кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в её свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь.
Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу же вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами.
Исчезла деревня, пропал из виду недалёкий лесок. Серое небо глухо шуршало, серая вода в реке шипела и пенилась. С треском лопались просечённые лопухи кувшинок.
(По Е. Носову)
Текст — описание.
Летний дождь
Представь, что этот текст — начало какой-то истории. Продолжи текст. Изменится ли заголовок текста? Обсуди с одноклассниками, почему у вас получились разные истории.
… Мальчишки кинулись собирать свои удочки. Они успели наловить много рыбы до того, как начался дождь, и сейчас она плескалась в садке. Промокшие, но довольные уловом, ребята вернулись домой.
Если дальше написать историю, то текст превратится в повествование, а заголовок изменится в соответствии с событиями, о которых будет рассказано в истории.
Упражнение 2. Прочитай предложения. Какие ошибки допущены?
1. Осенью вода в водоёмах становится влажной. 2. Около дороги стояли две ивы: одна — берёза, другая — сосна. 3. С одной стороны озера был сад, мы в нём купались. 4. Мальчик сидел под холмом, и на нём росли осинки.
1. Осенью вода в водоемах становится прохладной. 2. Около дороги стояло два дерева: одно – береза, другое – сосна. 3. С одной стороны озера был сад, где мы спасались от жары. 4. Мальчик сидел рядом с холмом, на котором росли осинки.