Урок 22 Как устроен наш язык
Окончание как часть слова
Прочитай текст. Сколько раз встречается в нём слово чашка? Выпиши это слово в тех формах, в каких оно стоит в тексте. Как ты думаешь, почему слово чашка изменило свою форму четыре раза? Изменилось ли при этом значение слова?
Чашка
Это была особенная чашка. Другие чашки смотрели на неё и завидовали. Им тоже хотелось быть такими же красивыми. На чашке цвели розы и маки. Голубые васильки напоминали небо. Не чашка, а букет! Как не залюбоваться такой чашкой!
Чашка, чашки, на чашке, чашкой.
Слово изменило свою форму для свиязи слов в предложении. Значение слова не изменилось.
Упражнение 1. Закончи предложения. Раскрой скобки, поставь слова в нужную форму.
Наступила осень, но в саду ещё много (цветы). Все они хороши! Вот стоят похожие на звёзды (астра). Распустились все бутоны у (гладиолусы). Шелестят разноцветными лепестками (георгин). А около поздней (роза) вьются трудолюбивые пчёлы.
Пишем:
Наступила осень, но в саду ещё много цветов. Все они хороши! Вот стоят похожие на звёзды астры. Распустились все бутоны у гладиолусов. Шелестят разноцветными лепестками георгины. А около поздней розы вьются трудолюбивые пчёлы.
Для чего нужно изменять форму слова?
Для свиязи слов в предложении.
Упражнение 2. Догадайся, формы какого слова даны в каждой группе. Запиши по образцу. Какие слова — имена существительные, какие — имена прилагательные?
Образец: (что?) берёза.
берёзу, берёзы, берёзой, (о) берёзе, берёзами, берёзам — (?) …
гриба, грибу, грибом, (о) грибе, грибы, грибами — (?) …
ежа, ежу, ежом, (о) еже, ежи, ежа-ми, (о) ежах — (?) …
лесного, лесному, лесным, лесная, лесных, лесные — (?) …
(что?) берёза
(что?) гриб
(кто?) ёж
(какой?) лесной
Упражнение 3. Прочитай. Сколько форм слова сад встречается в тексте?
Осенний сад опустел. Не слышно в саду птиц. Собраны дары сада. Но как красивы осенние сады! Деревья садов в золотом уборе.
Садам нужна забота. Тогда в садах будет большой урожай. Давайте охранять наши сады!
Выпиши все формы слова сад. Подчеркни одной чертой часть слова, которая не меняется, а двумя — ту часть, которая меняется.
Сад — в саду, сада, сады, садов, садам, в садах.
Упражнение 4. Спиши. Обозначь окончания в выделенных словах.
Скоро наступит зима. Земля покроется снегом. У зимы много подарков для ребят: лыжи, коньки, санки. Пора готовиться к зиме.
Скоро наступит зим[а]. Земля покроется снегом. У зим[ы] много подарков для ребят: лыжи, коньки, санки. Пора готовиться к зим[е].
Упражнение 5. Выбери нужную форму слова дуб. Запиши словосочетания, обозначь окончания.
могучий дуб… [ом]
могучего дуб… [у]
могучему дуб… [а]
могучим дуб… [е]
(о) могучем дуб…
могучие дуб… [ах]
могучих дуб… [ами]
могучим дуб… [ов]
могучими дуб… [ы]
(о) могучих дуб… [ам]
могучий дуб
могучего дуб[а]
могучему дуб[у]
могучим дуб[ом]
(о) могучем дуб[е]
могучие дуб[ы]
могучих дуб[ов]
могучим дуб[ам]
могучими дуб[ами]
(о) могучих дуб[ах]