Урок 33
Упражнение 1. Прочитай письмо, которое написал в журнал Алёша.
Как ты думаешь, Алёша любит своего пернатого друга?
Да.
Можем ли мы по письму мальчика представить попугая и его характер?
Мальчик не рассказал о внешности попугая, но рассказал о некоторых его повадках и характере. Попугай смешной, добрый и заботливый. А еще он умеет говорить.
Расскажи о животном, которое есть у тебя, или вспомни интересную историю из жизни животных и перескажи её одноклассникам.
Однажды в парке мы наблюдали за белкой. Она опускалась по стволам деревьев к людям и ждала, когда её угостят чем-нибудь. Когда белка получала угощение, она залазила на дерево и прятала еду между ветками, а потом спускалась обратно. Она запасала себе корм на зиму.
Ты, наверное, слышал выражения четвероногие друзья и пернатые друзья. Какое из них называет зверей, а какое — птиц? Ответить на вопрос тебе поможет такое пояснение: слово пернатый образовано от слова перо и означает «покрытый перьями».
Пернатые друзья — это птицы, четвероногие друзья — это животные.
Упражнение 2. Запиши слова попугай, худенький, обедаю, колокольчик, зеркало, разделяя их для переноса.
по-пугай, попу-гай, ху-денький, худень-кий, обе-даю, ко-локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик, зер-кало, зерка-ло
Упражнение 3. Прочитай. Заучи скороговорку и произнеси её.
Говорит попугай попугаю:
— Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает второй попугай:
— Попугай, попугай, попугай!
Сравни вопросы и слова-ответы в двух столбиках. На какой вопрос отвечает выделенное в скороговорке слово?
что сделаю?
Какой вопрос ты задашь к словам в последней строчке скороговорки?
(кто?) попугай (что сделать?) попугать
(кого?) попугая (что сделал?) попугал
(кому?) попугаю (что сделаю?) попугаю
(кем?) попугаем (что сделай?) попугай
Слово попугать (что сделать?) образовано от слова попугай или пугать?
пугать
Как ты это объяснишь? Сравни: читать — почитать, играть — поиграть. Можно ли считать, что в словах попугать, почитать, поиграть часть слова по- вносит значение «немного, чуть-чуть, какое-то время» (пугать, читать, играть)?
Да, в словах попугать, почитать, поиграть часть слова по- вносит значение «немного, чуть-чуть, какое-то время».
Упражнение 4. Спиши. В скобках записывай нужный вопрос.
( ? ) попугай ( ? ) смешной
( ? ) Кеша ( ? ) кормит
( ? ) слова ( ? ) любимые
(кто?) попугай (какой?) смешной
(кто?) Кеша (что делает?) кормит
(что?) слова (какие?) любимые
Упражнение 5. Найди в упражнении 1 слова, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв. Объясни свой выбор. Запиши четыре таких слова.
мальчик, есть, обедаю, колокольчик
ь — показатель мягкости, он не обозначает звука, ю дает 2 звука — йу.