Вопросы и задания к главе IIIГДЗ ответы история средних веков учебник 6 класс. Агибалова, Донской

Вопросы и задания к главе IIIГДЗ ответы история средних веков учебник 6 класс. Агибалова, Донской

Вопросы и задания к главе III

1. Почему ислам стал мировой религией?

А почему христианство, иудейство, буддизм или конфуцианство стали мировыми религиями? Можно, конечно, сказать, что они стали мировыми религиями в результате завоеваний, миссионерских миссий и даже насильственного насаждения определенной веры. Это значимая причина, но она не одна. Мне кажется, что еще одной причиной может быть то, что все эти религии дают человеку понимание его места в мире, они просты и основаны на общепринятой морали, проповедуя известные добродетели, к которым человек имеет естественную тягу.

2. Каково было влияние ислама на развитие Арабского халифата?

Илам был тем стержнем, который сплотил все народы Арабского халифата на почве единой веры. Ислам дал многочисленным и разным народам халифата возможность обмена знаниями, традициями и технологиями. Этим он оказал огромное влияние на развитие Арабского халифата. Он же стал и одной из основных причин его распада. Религиозный раскол на суннитов, шиитов и хариджитов расколол мусульман на три течения, которые впоследствии стали основными в определенных отколовшихся от халифата государствах.

3. Какие народы, кроме арабов, вторгались в VIII-X веках на территорию Западной Европы?

В этот период на территорию Западной Европы вторгались венгры с востока, арабы с юга и норманны с севера.

4. Заполните сравнительную таблицу «Империи раннего Средневековья в период расцвета»

Вопросы для сравненияИмперия Карла ВеликогоВизантийская империя при ЮстинианеАрабский халифат при Харуне ар-Рашиде
Когда достигла расцвета?800-814 гг.527-565 гг.786-809 гг.
Какую территорию занимала?Площадь — 1,2 млн кв.км. Франция, Германия, Италия, часть Испании.Площадь — 3,5 млн кв.км. Греция, Турция, Сирия, Палестина, Египет, Северная Африка, часть Испании, Италия.Площадь — 11,1 млн кв.км. Аравия, Сирия, Иран, Афганистан, часть Пакистана, часть Индии, Палестина, Египет, Северная Африка, часть Испании.
Какие народы населяли?Франки, римляне, германские племена.Греки, сирийцы, евреи, славяне, египтяне, племена Северной Африки, иллирийцы, даки, копты, армяне, итальянцы.Арабы, персы, армяне, сирийцы, тунисцы, египтяне, азербайджанцы, иранцы.
Какова была государственная религия?Христианство латинского обрядаХристианство византийского обрядаИслам
Как управлялась?Феодальная система управления. Регионами правили граф от имени императора.Единоличная власть императора.Светская и церковная власть принадлежала халифу. Административные обязанности в регионах выполняли эмиры и визири.
Какие цели ставили перед собой правители?Объединить германские народы в одно государство с единой христианской религией.Воссоздать Римскую империю.Священная война с неверными, распространение ислама.
Каковы были их основные военные противники?Саксы, лангобарды, славяне, венгры, арабы, норманны.Персы, славяне, арабы, остготы, вестготы, вандалы, норманны.Народы завоеванных стран. Персы, турки, византийцы, франки.
Какими достижениями прославились?Каролингское возрождение, распространение христианства католического обряда.Кодекс Юстиниана, развитие наук и искусства, архитектурные шедевры.Научные и культурные достижения.

По окончании работы подведите итоги: выделите черты сходства и различия в развитии империй, которые вы сравнивали.

Все перечисленные империи имели огромные территории и многочисленные народы в своем составе. Все они стремились к объединению народов на основе единой религии. Все эти империи за время своего существования так или иначе запустили процесс возрождения античных научных знаний и культурных достижений, оказав значимое влияние на мировую науку и культуру. Все империи, достигнув пика, распались.

Различия состояли в отношении к правам завоеванных народов, в принципах обращения в собственную веру, в системах управления.

5. Какими изобретениями и открытиями, сделанными арабами или распространенными благодаря им, человечество пользуется до сих пор?

Вот только небольшой перечень:

— Кофе. Арабы экспортировали зерна кофе из Эфиопии и научили европейцев пить этот напиток.
— Фотокамера. Принцип действия современной фотокамеры основывается на исследованиях Ибн-аль-Хайсама.
— Шахматы. Конечно, в шахматы играли еще древние индийцы, но их игра значительно отличалась от той, которую мы знаем сегодня.
— Парашют. Еще в 852 году идея создать летательный аппарат пришла в голову мусульманском ученому Аббасу ибн Фирнасу, который спрыгнул с крыши мечети в свободно развевающемся плаще с прикрепленными к нему деревянными дощечками.
— Мыло и шампунь. Именно арабы догадались смешать растительные масла с гидроксидом натрия и ароматическими соединениями.
— Современная химия. Ученый Ябир ибн Хайян еще в IX веке открыл процессы, которые до сих пор используются в современной химии: дистилляция, кристаллизация, плавление, окисление и т.д.
— Коленчатый вал. Инженер Аль-Джазари придумал устройство, превращающее вращательное движение в линейное. Его можно считать отцом робототехники, изобретателем механических часов и даже кодового замка.
— Хирургические инструменты. Скальпели, медицинские пилы, щипцы, тонкие ножницы сегодня выглядят точно так же, какими их придумал мусульманский хирург Аль-Захрави.
— Водяная и ветряная мельницы. Такие мельницы арабы изобрели еще в 634 году для автоматизации процесса перемалывания кукурузы и снабжения водой.
— Авторучка. В 953 году арабы придумали систему подачи чернил к кончику ручки, которая используется и по сей день.
— Система нумерации. Система исчисления, которой мы сейчас пользуемся, конечно, пришла из Индии, но доработана и распространена она была в Арабском халифате.
— Чек. Это бумажное платежное средство придумали мусульманские купцы в IX веке, чтобы не перевозить с собой деньги на большие расстояния.
— Торпеды и ракеты. Хотя китайцы и изобрели порох, но именно арабы догадались очистить его и применять в военных целях. К XV веку арабы изобрели ракету, «самодвижущееся и сгорающее яйцо», и торпеду «самодвижущуюся грушевидную бомбу» со стрелой на конце, которая взрывалась во вражеских кораблях.

6. Расположите в хронологической последовательности события истории арабов в VI-XI веках: а) переселение Мухаммеда из Мекки в Медину (хиджра); б) завоевание Багдада турками-сельджуками; в) правление Харуна ар-Рашида; г) вторжение арабов на Пиренейский полуостров.

1 а) переселение Мухаммеда из Мекки в Медину (хиджра) – 622 год;
2 г) вторжение арабов на Пиренейский полуостров – 711 год;
3 в) правление Харуна ар-Рашида — 786-809 год;
4 б) завоевание Багдада турками-сельджуками – 1055 год.

7. Чем прославился Ибн Сина (выберите правильные ответы): а) написал более ста научных трудов; б) написал поэму «Шахнаме»; в) догадался, что Земля движется вокруг Солнца; г) описал признаки различных болезней?

а) написал более ста научных трудов;
г) описал признаки различных болезней

Творческие работы и проекты

Исследовательский проект «Сказки «Тысячи и одной ночи» как исторический источник»

Мы познакомились с рассказами о путешествиях Синдбада-морехода. Прочитав рассказ с целью выявления исторической и географической информации, можно прийти к выводу, что таковой в этой сказке крайне мало. Действительно, в рассказе практически не упоминаются реальные географические места кроме города Багдада и города Басры, который существует и сегодня и является портовым городом, находящимся на реке Шатт-эль-Араб. Все путешествия проходят по неизвестным морям, на непонятных островах. Встречающиеся Синдбаду персонажи не имеют ничего общего с какими-либо историческими личностями. Описываемые события также можно охарактеризовать как сказочные.

Можно ли в таком источнике почерпнуть какую-либо полезную географическую или историческую информацию? Вряд ли. Однако, мы не должны забывать, что у сказки нет задачи выступать достоверным историческим источником. Любая сказка несет в себе отпечаток эпохи, в которую она была создана. Из сказки нельзя почерпнуть точную историческую или географическую информацию, но можно узнать о быте, традициях, мировоззрении народа, который эту сказку придумал.

Так и в нашем случае. Я считаю, что очень полезным в этой сказке являются описания повседневного быта героев, описания жилищ, обстановки, украшений, еды и напитков.

Он сложил свою ношу у привратника при входе в дом и вошел со слугой, и увидел он прекрасный дом, на котором лежал отпечаток приветливости и достоинства, а посмотрев в большую приемную залу, он увидел там благородных господ и знатных вольноотпущенников; и были в зале всевозможные цветы и всякие благовонные растения, и закуски, и плоды, и множество разнообразных роскошных кушаний, и вина из отборных виноградных лоз. И были там инструменты для музыки и веселья и прекрасные рабыни, и все они стояли на своих местах, по порядку; а посреди зала сидел человек знатный и почтенный, щек которого коснулась седина; был он красив лицом и прекрасен обликом и имел вид величественный, достойный, возвышенный и почтенный.

Также мы можем почерпнуть информацию о том, как в арабском мире относились к гостям. «Добро пожаловать, день твоего прихода благословен», — говорит Синдбад бедному носильщику, которого пригласил в свой дом. Приход гостя действительно считался подарком Бога. Первым делом считалось, что гостя нужно накормить, напоить, а уж потом расспрашивать.

«О господин, — отвечал я ему, — знай, что я чужестранец, и я ехал на корабле и стал тонуть вместе с некоторыми из тех, кто был на нем, но Аллах послал мне деревянное корыто, и я сел в него, и оно плыло со мной, пока волны не выбросили меня на этот остров». И, услышав мои слова, этот человек схватил меня за руку и сказал: «Пойдем со мной»; и я пошел с ним, и он опустился со мной в погреб под землю и ввел меня в большую подземную комнату, и потом он посадил меня посреди этой комнаты и принес мне кушаний. А я был голоден и стал есть, и ел, пока не насытился и не поел вдоволь, и душа моя отдохнула. И затем этот человек начал расспрашивать меня о моих обстоятельствах и о том, что со мной случилось.

Конечно, в этих рассказах очень много различных пословиц, философских высказываний. Эта сказка учит правильно выбирать свой путь в жизни. Кому-то суждено быть домоседом и сидеть на одном месте. А кому-то суждено путешествовать, постоянно испытывать судьбу и знакомиться с разными странами.

Но самое главное, что мне удалось выяснить по прочтении сказки – это основополагающий религиозный догмат, которым объяснялось все, что происходит в жизни – на все воля Аллаха. Все происходит по божественному предопределению. От человека ничего не зависит. Его главная задача в жизни – верить в Аллаха, соблюдать правила, которые диктует Коран. Только тогда Аллах проведет человека через все сложности жизни. Сегодня мы понимаем, что такое убеждение предопределенности губительно для личности человека, поскольку лишает его свободы воли. Человек должен сам решать, что делать и как ему жить, но при этом он должен брать ответственность за собственные действия.

Групповой творческий проект «Дворец халифа»

Предлагаемый вариант служит в качестве образца и дополнительного материала, с помощью которых вы сможете сделать собственный творческий проект. Мы разделили проект на три части: каллиграфия, орнамент, архитектура. Вы так же можете разделить данный проект на трех участников, каждый из которых расскажет о своей части. 

Особенности арабской каллиграфии

Арабский алфавит состоит из 28 букв. Для написания этих букв используется 18 стандартных форм, к которым добавляются одна, две или три точки сверху или снизу буквы. Арабы пишут не так как мы, слева направо, а наоборот – справа налево.

Арабская каллиграфия получила особенное развитие именно в исламской культуре в силу существующего запрета на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда и живых существ вообще. Искусство арабской каллиграфии особо почитается в мусульманском мире, являясь средством сохранения и распространения «божественного послания», заключённого в Коране.

В арабской каллиграфии есть общие принципы и правила пропорции. Они определяются первой буквой алфавита – алифом, который рисуется как прямая вертикальная черта. Высота алифа составляет в зависимости от стиля от 3 до 12 точек. Ширина алифа должна быть равна одной точке. Кстати, точка в арабской письменности не круглая, а ромбовидная. Высота алифа равняется диаметру воображаемого круга, в который должны быть вписаны все буквы арабского алфавита. Если соблюдать эти требования, то арабское письмо будет красивым и правильным.

Арабская каллиграфия имеет множество стилей, говорят, их более ста. Они сильно отличаются друг от друга, имеют собственные правила написания, пропорции букв, их наклон и т.д. Каждый стиль создавался для какой-то конкретной цели. Со временем одни стили развивались, другие отмирали. Мы рассмотрим только наиболее популярные из них.

Самым древним является стиль Куфи. Ему свойственны массивные, угловатые формы, большие расстояния между группами слитно написанных слов. Этот стиль использовался для создания первых копий Корана.

Самым распространенным является стиль Насх. Это горизонтальный, строгий почерк с тонкими линиями и округлыми формами букв. Практически все современные книги, издаваемые на арабском, печатаются этим шрифтом.

Для быстрого письма от руки был придуман упрощенный стиль – Рук`а. В нем группы точек над и под буквами сливаются в черточки. При написании этим стилем используется малое количество движений. Это стиль для повседневной жизни.

Существует еще множество различных каллиграфических стилей, которые использовались исключительно в декоративных целях. К таковым относится популярный шрифт Сулюс – энергичный и монументальный стиль с длинными вертикальными линиями и широкими горизонтальными свободными росчерками, в это стиле округлые элементы букв заменены изгибами и петлями. В своем исследовании мы встретили множество надписей, сделанных этим шрифтом в декоративном оформлении дворцов и мечетей.

Шрифт Сулюс можно использовать для создания различных декоративных узоров. Вот такие изображения можно было бы использовать для оформления дворца.

Орнаменты и традиционные цвета

Орнамент стал основной формой художественной выразительности в арабской культуре. Это произошло из-за запрета на изображение Аллаха, святых, людей и животных. Существуют два основных вида мусульманского орнамента:

«Ислими» — растительный узор из гибких, вьющихся стеблей, побегов, усыпанных листьями и цветами. Из растений чаще всего встречаются цветы — тюльпаны, гвоздики, гиацинты, амариллисы, побеги вьющихся растений и др., изображенные в естественном или стилизованном виде. Необычайно популярными были розы и плоды граната, они символизировали райскую жизнь. Восточные философы считали, что в цветочном орнаменте можно выразить человеческие представления о красоте и счастье.

«Гирих» — жесткие прямоугольные или многогранные фигуры, составляющие непрерывную сеть. Особенностью гириха является его выстраивание на «сетках», которые могут накладываться друг на друга. В основе рисунка лежит круг: его делят на части и выстраивают другие фигуры. Так создаются сложные орнаменты, получаемые путём наложения друг на друга квадратов, многоугольников и кругов. Каждый элемент этого рисунка математически выверен, а у любой фигуры есть определённое место в «сетке». Непрерывные геометрические мотивы использовались для погружения в состояние, напоминающее медитацию. Через их созерцание человек пытался постигнуть тайны мироздания.

Ислими и гирих всегда строго математически выверены и рассчитаны. Их варианты и композиции многообразны и практически неисчерпаемы. Однако в одной композиции одновременно оба орнамента используются очень редко. Тем не менее, есть орнаменты, получившие название «арабески», которые состоят из сложной системы переплетающихся друг с другом геометрических, растительных мотивов и надписями, выполненным в одном из стилей арабской каллиграфии. Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, т.к. один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»).

Одна из особенностей арабского декора – так называемая «ковровая» орнаментация. В такой орнаментации узор покрывает всю поверхность предмета или сооружения.

Как таковых цветовых правил для арабских орнаментов не существует. Главное, чтобы было красиво. Иногда в количество оттенков в орнаменте достигает 700. Но тем не менее, если присмотреться к образцам арабских орнаментов, мы можем увидеть, что преобладает синий, зеленый, красный и золотые оттенки. Все декоративные украшения дворцов и мечетей выполнялись мозаикой, резьбой, инкрустацией.

Дворцовая архитектура Арабского Халифата

Расцвет Арабского Халифата отличался значительными объемами строительства. Строились величественные мечети, дворцы халифов, мавзолеи-гробницы, крепости. Поскольку у ислама не было своих художественных традиций, архитектурное искусство ориентировалось на местные традиции покоренных стран. Заметное влияние на всю архитектуру арабских стран оказала архитектурные традиции Ирана. У иранцев арабы переняли схему культовых построек – центрическое сооружение с куполом. Также в архитектуру арабских стран вошли колоннады и опирающиеся на них каменные арки. Эти архитектурные формы выработались в Сирии еще во времена Римской империи. На арабскую архитектуру оказало большое влияние византийское зодчество. Из Византии в арабскую архитектуру пришли тонкие колонны и прием устройства куполов на арках. Поэтому как такового типового дворца в Арабском Халифате не существовало.

Для того, чтобы понять, какими были дворцы халифов и эмиров, рассмотрим самый знаменитый дворец эмира – Альгамбра в испанской Гренаде. Это типичный образец «скрытой архитектуры». Снаружи мы видим один, скажем так, ничем не примечательный образ, а внутри дворец раскрывает все свое богатство и красоту.

Снаружи художественный образ дворца в значительной мере построен на контрастах. Дворец расположен на высоком холме над городом. Мощная крепостная стена красного цвета отделяет дворцовые постройки от внешнего мира. Иной характер имеет дворец внутри. Зодчие использовали традиционный для Ближнего Востока принцип группировки помещений вокруг открытого двора. Однако в планировке Альгамбры нет ничего напоминающего систему расположения дворов и залов во западноевропейских дворцах (проходные залы, выстроенные в линию). Два основных двора Альгамбры — Миртовый и Львиный — помещены под углом один к другому и соединяются узким малоприметным проходом. Миртовый двор, окруженный парадными покоями, является замечательным примером сочетания садово-паркового искусства и архитектуры.

В ансамбль Альгамбры входили несколько дворцов, помещения различного назначения, павильоны и залы для парадных приемов, мечеть, многочисленные интимные апартаменты (гарем, баня и др.), мечети, жилые дома, сады, склады и даже кладбища. На первый взгляд, дворцовый комплекс – помпезное сооружение с драгоценным декором, обилием внутренних двориков, изящных колонн и створчатых окон. С точки зрения ислама, эта преувеличенная роскошь показывает величие и божественное происхождение проживавшего здесь эмира и его семьи.

Давайте посмотрим на размещение дворцов, двориков и построек на плане Альгамбры.

Ансамбль Альгамбры в современном состоянии: 1 — Миртовый двор с мраморным водоемом для омовений и экзотических рыбок; 2 — зал Посланников; 3 — Львиный двор, украшенный двенадцатиструйным фонтаном; 4 — зал Двух сестер; 5 — зал суда; 6 — недостроенный дворец императора Карла V, красноречиво свидетельствующий о вандализме, который принесло во все страны западного мира стремление Габсбургов к мировому господству.

В Альгамбре представлены практически все основные архитектурные элементы дворцового оформления в арабской архитектуре. Тонкие колонны с богато украшенными высокими узорчатыми капителями. Арки, арочные оконные проемы, открытые ниши с арочным сводом, украшенные арабскими капельниками или «сталактитами». Резьба по камню и мозаики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *