Страница 86
Упражнение 146. Прочитайте. Назовите сказку.
1. Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника сама на глаза лезет и в кувшинчик просится.
2. Девочка побежала на полянку, нагнулась к земле, села на корточки, заглянула под листики и стала рвать ягоды.
В. Катаев
• Объясните значения словосочетаний лезть на глаза, сесть на корточки.
• Определите падеж выделенных имён существительных. Какие из них отвечают на вопрос куда? По каким признакам вы различили эти падежи?
1. Пошла Женя по лесу (Д. п.) искать такую полянку (В. п.), где земляника сама на глаза (В. п.) лезет и в кувшинчик2 просится.
2. Девочка побежала на полянку (В. п.), нагнулась к земле (Д. п.), села на корточки, заглянула под листики (В. п.) и стала рвать ягоды (В. п.).
В. КатаевЭто сказка Валентина Катаева «Дудочка и кувшинчик».
«Лезть на глаза» – стремиться быть замеченным, привлекать к себе чьё-либо внимание. «Сесть на корточки» – сесть, согнув ноги в коленях и держась на носках.
Имена существительные, отвечающие на вопрос куда? (в кувшинчик, на полянку, к земле, под листики).
Падеж определяли по падежному вопросу и предлогам.кувшинчик (окончание – нулевое, кувчинчик – основа слова, кувшин – корень, -чик – суффикс)
Упражнение 147. Прочитайте. Придумайте к стихотворению название.
Зябнет липа за окошком,
Выпал иней поутру.
Машет маленькой ладошкой
Жёлтый листик на ветру.
Перед самою зимой
Он прощается со мной.
В. Орлов
• Выпишите выделенные словосочетания, ставя вопрос от главного слова к зависимому. Определите падеж имён существительных в данных словосочетаниях.
• Найдите в предложениях олицетворения — слова, которые помогают представить неодушевлённые предметы в образе живого существа.
Зябнет (за чем? где?) за окошком (Т. п.), машет (чем?) ладошкой (Т. п.), прощается (перед чем? когда?) перед зимой (Т. п.).
Зябнет липа, машет ладошкой листик, он прощается — это олицетворения.
Ладошкой — сущ. (чем?), н. ф. — ладошка, неодуш., нариц., ж. р., 1 скл, в Т. п., в ед. ч., дополнение.
зимой [з’имóй’] — 2 слога
з [з’] — согл., звонк. парн., мягк. парн.
и [и] — гласн., безуд.
м [м] — согл., звонк. непарн, твёрд. парн.
о [о] — гласн., ударн.
й [й’] — согл., звонк. непарн., мягк. непарн.
5 б., 5 зв.