Страница 87
Упражнение 148. Прочитайте. Спишите.
Награда за храбрость, жить за городом, пирог с черникой, пришёл с завода, положил под подушку, вырос под берёзой.
• Как определить падежи имён существительных, у которых одинаковые предлоги?
• Составьте предложение с любым словосочетанием, в котором имя существительное употреблено в творительном падеже.
Будем определять падеж по падежному вопросу. Образец рассуждения: «Предлог за может быть употреблён с падежной формой имени существительного в винительном и творительном падежах. Награда (за что?) за храбрость, имя существительное храбрость стоит в винительном падеже, отвечает на вопрос за что? Жить (где? за чем?) за городом, существительное городом отвечает на вопросы где? за чем?, которые относятся к творительному падежу».
Всю следующую неделю мы будем жить за городомТ.п..
Упражнение 149. Прочитайте.
• Спишите. Объясните, по каким признакам можно узнать имена существительные в предложном падеже.
П.п.
На горе шумит ветла,
П.п.
На ветле звенит пчела,
Полосатая, как зебра…
П.п.
В роще — клёны и дубравы,
А под ними есть грибы,
Каждый гриб похож на зонтик.
Ю. МорицСуществительные в предложном падеже отвечают на вопросы О ком? О чём? В ком? В чём? На ком? На чём? При ком? При чём?
• Найдите в предложениях сравнения.
Как зебра, похож на зонтик.
• Вспомните, почему предложный падеж так называется.
Предложный падеж — потому что слово всегда идёт с предлогом.
Полосатая (-ая – окончание, полосат- – основа слова, полос- – корень, -ат- – суффикс)
Упражнение 150. Прочитайте.
1. Дети поют песню о Родине. 2. О берег тихо плещется река. 3. На стебелёк осоки села стрекоза. 4. На дворе бушует вьюга. 5. С горы в долину бежит ручей. 6. В аллее парка тихо и прохладно. 7. В небе раздалась песня жаворонка.
• Объясните, как различить падежи имён существительных, имеющих одинаковые предлоги.
Падеж будем определять по вопросам.
Образец рассуждения: «Предлог о может быть употреблён с именами существительными в винительном и предложном падежах. Поют (о чём?) о Родине, имя существительное Родине отвечает на вопрос о чём?, обозначает предмет высказывания или мысли, стоит в предложном падеже. Плещется (обо что? куда?) о берег, имя существительное берег стоит в винительном падеже, указывает на место, куда направлено действие».
• Выпишите словосочетания с каждым выделенным именем существительным. Укажите падеж имён существительных.
Песню о Родине (П. п.), плещется о берег (В. п.), села на стебелёк (В. п.), бушует на дворе (П. п.), бежит в долину (В. п.), тихо в аллее (П. п.), раздалась в небе (П. п.).
что? о чём?
|———-↓ |————-↓
Дети поют песню о Родине. (Повеств., невоскл., прост., распр., не осложнено)