Стр. 159. Размышляем о прочитанном
1. Какие мысли передают нам поэты, рассказывая о Родине и родной природе, вспоминая минуты особого состояния души?
Чем больше человек узнает о жизни и о мире, тем больше он понимает ценность и красоту родной земли. Эта мысль особенно отчетливо выражена в строках стихотворений Кедрина и Рубцова:
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся умирать,
Потому что в детстве песню эту
Знать, и надо мной певала мать!
(Д. Б. Кедрин. «Аленушка»)
Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу…
(Н.М. Рубцов. «Родная деревня»)
2. Постарайтесь зрительно представить картины, которые воссоздаёт И. А. Бунин в стихотворении «Помню долгий зимний вечер…», опишите их устно с использованием лексики стихотворения: долгий зимний вечер, тускло льётся свет лампады, буря плачет, золотые волны ржи, тихий шёпот лета и т. д. Какие художественные средства помогают поэту передать своё настроение?
В стихотворении И.А. Бунина «Помню — долгий зимний вечер…» описан долгий зимний вечер в одиноком доме. Ребенок, который никак не может заснуть, и мама, сидящая рядом с ним на кровати. В комнате тихо, горит свеча да лампадка у иконы. А за окном «плачет буря», крутится снег, завывает ветер. Мама шепчет мальчику ласковые слова, предлагая ему вызвать в памяти картины умиротворения, вспомнить мгновения, когда было особенно хорошо. И сын вспоминает, «как шумят березы», как за лесом качается от ветра зреющая рожь, ходят по ней «золотые волны». Любимые, близкие сердцу картины помогают расслабиться, освободиться от напряжения, вызывают легкий и спокойный сон.
Главное художественное средство, которое использует Бунин, — это эпитеты: «долгий зимний вечер», «тихий шепот леса», «с тихим сном», «невнятный шум берез». Метафора: «Золотые волны ржи».
3. Какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы) помогают поэтам так необычно рассказать о родной природе и выразить собственные настроения и чувства?
Эпитеты: долгий вечер, тихий шепот леса, тихий сон, невнятный шум (Бунин); серебряная цевна, голубая весна (Клычков); Родина неяркая, лихая сила, глухая околица, нетленная краса (Кедрин); пруд заглохший, милая Аленушка (Прокофьев); пылкий мальчишка (Рубцов); ослепительный Неаполь, пронизанный закатом, добрый сыр, роза несравнимая, незабвенная, запах свежий (Дон-Аминадо).
Метафоры: волны ржи (Бунин); снежинки мотыльками бьются, слезинки вниз по стеклам льются (Есенин); стойбище тумана, вотчина соловья (Кедрин); солнце кладет золотые обручи, цветет дурман-цветком багульник (Прокофьев).
Сравнение: «Он плывет, как безвестный рыбак…» (Клычков).
Гипербола: «Наклонились ели / До земли» (Есенин).
4. Какие мысли и чувства сообщает читателю Дон-Аминадо строфой стихотворения «Города и годы»?
А сообщает читателю, что один запах остается для него самым важным, самым главным в мире: «русский запах снега». Он видел много прекрасных городов и стран, но запах Родины остался для него самым дорогим и самым любимым.
5. Как вы думаете, в чём хочет убедить читателя Н. М. Рубцов в стихотворении «Родная деревня»?
В том, что на Родине всегда лучше, что ее нужно любить.
6. Как связаны в стихотворении Н. М. Рубцова любовь к родной земле и нравственно-душевное взросление человека?
Часто понимание подлинной ценности простых привычных вещей и явлений приходит спустя много лет, когда человек увидит жизнь в различных ее проявлениях и сумеет увидеть лучшее в каждом из них. Нравственное взросление человека, то есть взросление души, невозможно без обращения к опыту своего детства, без осмысления этого опыта и значения для себя родной земли.
Стр. 159. Литература и изобразительное искусство
Какие картины известных вам художников-пейзажистов вы подобрали бы к каждому из стихотворений?
И.А. Бунин. «Помню— долгий зимний вечер…» — И.И. Шишкин. «Рожь».
С.А. Клычков. «Лель цветами все поле украсил…» — В.Н. Бакшеев. «Голубая весна».
С.А. Есенин. «Разгулялась вьюга…»— A.C. Степанов. «Деревня зимой».
Д.Б. Кедрин. «Аленушка» — Н.П. Крымов. «Утро».
A. A. Прокофьев. «Аленушка» — В.М. Васнецов. «Аленушка».
Н.М. Рубцов. «Родная деревня» — А, Попов. «Утро в деревне».
Дон-Аминадо. «Города и годы» — И.Э. Грабарь. «Мартовский снег»; И.И. Левитан. «Март».
Стр. 159. Обогащаем свою речь
Подберите синонимы к поэтическим выражениям. Какие новые оттенки смысла появились в найденных вами словосочетаниях?
Долгий зимний вечер — длинный зимний вечер.
Буря плачет у окна — буря, вьюга воет, рыдает у окна.
Золотые волны ржи — желтые переливы спелой ржи.
Шепот зреющих колосьев — шорох спелых колосьев.