Урок 15 Развитите речи
Текст и его заголовок
Упражнение 1. Прочитай заголовки текстов. Попробуй определить, о чём говорится в каждом тексте.
1. Я умею плавать! 2. Помощники. 3. Мои новые друзья.
Подумай, какой из текстов может иметь такое начало.
Прошёл первый месяц летних каникул. Целых четыре недели я ничего не делал, только отдыхал. Как-то утром я почувствовал, что мне хочется чем-то заняться, что-то сделать, но не для себя, а для кого-нибудь другого.
Помощники.
Подумай, какой из текстов может оканчиваться так.
Когда мы уезжали, Димка пожал мне руку. А Полкан встал на задние лапы, передние положил мне на плечи и лизнул меня в нос. Он так попрощался со мной. Теперь я увижу своих новых друзей следующим летом.
Мои новые друзья.
Упражнение 2. Прочитай заголовки текстов. По каким из них можно точно определить, о чём пойдёт речь в тексте, а по каким нельзя? Объясни.
В нашей школе. Мой сосед по парте. Осень. Волшебное слово. Как я отдыхал летом. На реке.
Мой сосед по парте. Волшебное слово. Можно определить, что в первой теме пойдет речь о соседе по парте, во второй — о вежливом слове. Остальные темы слишком широки.
На что указывает заголовок? Бывают ли тексты без заголовков? Можно ли озаглавить текст, который не имеет заголовка?
Заголовок указывает на тему текста или главную мысль. Могут быть тексты без заголовка. Любой текст можно озаглавить.