Урок 2 Как устроен наш язык
Гласные и согласные звуки и их буквы
Сравни, как ты произносишь гласные звуки, а как согласные. Чем различаются гласные и согласные звуки?
Гласные можно тянуть, а согласные произносятся кратко. При произнесении гласных воздух проходит свободно, не встречая во рту преград. При произнесении согласных воздух встречает во рту препятствия.
Упражнение 1. Прочитай.
пил — пел суп — сук
ток — тук горы — норы
лик — люк полки — волки
суд — сад работа — забота
тучка — точка полено — колено
раки — руки тучка — ручка
Произнеси пары слов. Определи, какими звуками они различаются. Сначала назови пары слов, которые различаются гласными звуками, а затем — пары слов, которые различаются согласными звуками.
В первом столбце слова различаются гласными звуками, во втором — согласными.
Запиши слова парами. Перед записью произнеси эти слова точно так, как они написаны, то есть орфографически.
Записываем ответ:
пил — пел суп — сук
ток — тук горы — норы
лик — люк полки — волки
суд — сад работа — забота
тучка — точка полено — колено
раки — руки тучка — ручка
Упражнение 2. Прочитай слова круг, крюк. Запиши их в тетрадь. Произнеси гласный звук в первом слове. Запиши с помощью [ ] этот звук над буквой, которая его обозначает. Произнеси гласный звук во втором слове. Запиши его с помощью [ ].
Записываем ответ:
[у] [у]
Круг, крюк
В этих словах одинаковые или разные гласные звуки?
Одинаковые.
Может ли гласный звук [о] обозначаться буквой о? Да. А буквой ё? Да. Когда? Когда он стоит после звука [й].
Упражнение 3. Прочитай слова. Запиши их парами.
мал — мял лук — люк
сэр — сер нос — нёс
Над буквами гласных звуков с помощью транскрипции (значка [ ]) напиши, какой звук они обозначают. Выбери правильный ответ: «Гласные звуки в словах каждой пары одинаковые», «Гласные звуки в словах каждой пары разные». Объясни свой выбор.
Записываем ответ:
[а] [а] [у] [у]
мал — мял лук — люк
[э] [э] [о] [о]
сэр — сер нос — нёс
Почему один и тот же гласный звук обозначается разными буквами?
Потому что некоторые гласные смягчают впереди стоящий согласный.
Упражнение 4. Прочитай пары слов.
воз — вёз, ров — рёв
вол — вёл, нос — нёс
Какие звуки в словах одинаковые, а какие разные?
Гласные звуки одинаковые, а согласные разные.
Какая буква пишется для обозначения твёрдых согласных, а какая — для обозначения мягких согласных?
Твердых — о, мягких — ё.
Спиши предложения, вместо точек вставь нужное слово из данных пар. Перед записью прочитай предложение орфографически — так, как оно написано. Во время записи диктуй себе каждое слово орфографически.
В сарай привезли … сухого клевера. Малыш … под горку санки. Петя … новый портфель. Ваня отморозил … .
Записываем ответ:
В сарай привезли воз сухого клевера. Малыш вёз под горку санки. Петя нёс новый портфель. Ваня отморозил нос.
Упражнение 5. Прочитай. Запиши с помощью транскрипции выделенное слово. Чем различаются первые звуки в словах дедушка, дров?
Дедушка вёз воз дров.
Записываем ответ:
[вос]
Первые звуки в словах дедушка, дров отличаются по твёрдости-мягкости.