Урок 30 Правописание
Знаки препинания при однородных членах предложения
Вера встретила предложения, в которых были однородные члены. Кроме привычных запятых, она увидела ещё и двоеточие.
Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Именами цветов там назывались даже улицы: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков.
Почему в этих предложениях стоят такие знаки препинания? Витя предположил, что слово цветы в первом предложении называет общее понятие (обобщающее слово), а потом идёт перечисление видов цветов. Поэтому и стоит знак двоеточие (:).
Согласишься ли ты с рассуждениями Вити?
Витя прав.
Можно ли так же рассмотреть второе предложение?
Да.
Если однородным членам предложения предшествует обобщающее слово (или словосочетание), то перед ними ставится двоеточие. Обобщающее слово обозначается так: (•).
В лесной тишине изредка слышались чудесные звуки: шорох листьев, свист крыльев, постукивание дятла, песня зарянки.
Если обобщающее слово следует за однородными членами, то перед ним ставится тире.
Деревья, дороги, дома — всё окутал туман.
Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них — тире.
Везде: над головой, под ногами, рядом с тобой — живёт железо.
Упражнение 1. Прочитай. Объясни знаки препинания в предложениях с однородными членами. Спиши, подчеркни обобщающие слова.
Вот перед нами вода: реки, моря, озёра. И вода разноцветная: синяя, голубая, зелёная. Ярче всего тундра летом. На лугах пёстрые птицы: белые, чёрные, рыжие. На кочках яркие цветы: синие, красные, жёлтые.
(По Н. Сладкову)
Примечание. Обобщающее слово обозначает более общее понятие по отношению к однородным членам; оно всегда выступает тем же членом предложения, что и однородные члены.
Упражнение 2. Спиши, расставь знаки препинания.
1. Сады луга леса всё зазеленело в майские дни. 2. Все мои родные мама папа брат и сестра ждали моего возвращения. 3. Шапка куртка брюки вся одежда была мокрой от дождя. 4. Удивительные звуки громкий перезвон колоколов чудесное пение раздавались совсем рядом. 5. Пете понравилось всё и пирожки и ватрушки и кексы и леденцы.
1. Сады, луга, леса — всё зазеленело в майские дни. 2. Все мои родные: мама, папа, брат и сестра — ждали моего возвращения. 3. Шапка, куртка, брюки — вся одежда была мокрой от дождя. 4. Удивительные звуки: громкий перезвон колоколов, чудесное пение — раздавались совсем рядом. 5. Пете понравилось всё: и пирожки, и ватрушки, и кексы, и леденцы.
Упражнение 3. Спиши, расставь знаки препинания.
Ваза скользнула на пол… Раздался оглушительный треск. Трах!
И чёрненькие девочки и цветы и аисты всё смешалось и исчезло в одной общей груде черепков и осколков.
(Л. Чарская)
Ваза скользнула на пол… Раздался оглушительный треск. Трах!
И чёрненькие девочки, и цветы, и аисты — всё смешалось и исчезло в одной общей груде черепков и осколков.
Упражнение 4. Проверь работу Димы. Спиши только те предложения, в которых, как ты считаешь, Дима ошибся. Поставь знаки препинания правильно.
И хотел бы ёжик пушистым быть, так ведь съедят! Вся надежда у него на свои колючки.
Ёжик съёживается и ощетинивается. Лисица лапой его покатает и бросит. Волк толкнёт носом уколется фыркнет и убежит. Медведь губы свесит посопит недовольно и тоже укосолапит. И хочется им, да колется!А ёж полежит, потом развернётся, оглядится, принюхается и укатит в кусты. А был бы пушистый и мягонький?
(По Н. Сладкову)
Проверь себя: надо выписать два предложения.
Волк толкнёт носом, уколется, фыркнет и убежит. Медведь губы свесит, посопит недовольно и тоже укосолапит.