Урок 31 Как устроен наш язык
Синтаксический разбор предложения
Упражнение 1. Из предложений выпиши только грамматическую основу. Укажи, какими частями речи выражены подлежащее и сказуемое. Устно выполни синтаксический разбор 1-го, 2-го и 4-го предложений.
1. Коля быстро выздоравливал. 2. Мой брат — курсант морского училища.3. Поезд прибыл в два часа дня. 4. Ночь тиха. 5. Два друга легко справились с задачей.
сущ. глаг.
1. Коля выздоравливал.
сущ. сущ.
2. Брат – курсант.
сущ. глаг.
3. Поезд прибыл.
сущ. кр.прил.
4. Ночь тиха.
числ. сущ. глаг.
5. Два друга справились.1. Коля быстро выздоравливал. (Повеств., невоскл., прост., распр., не осложнено)
2. Мой брат — курсант морского училища.(Повеств., невоскл., прост., распр., не осложнено)
4. Ночь тиха. (Повеств., невоскл., прост., нераспр.)
Упражнение 2. Составь распространённые предложения, используя в качестве подлежащих слова левого столбика, а в качестве сказуемых — слова правого столбика.
лес, ветер, март, месяц, чист,
воздух, луна, богатство, дует, пахуч,
ландыш, медведи свеж, любят, светила
Устно выполни синтаксический разбор предложений со словами март, ландыш.
Лес – наше богатство!
Ветер дует с севера.
Март – весенний месяц.
Воздух чист, свеж и прозрачен.
Луна светила высоко в небе.
Ландыш очень пахуч.
Медведи любят полакомиться медком.Март – весенний месяц. (Повеств., невоскл., прост., распр., не осложнено)
Ландыш очень пахуч. (Повеств., невоскл., прост., распр., не осложнено)
Упражнение 3. Спиши текст. Подчеркни однородные члены. Устно выполни синтаксический разбор двух предложений.
К началу сентября погода вдруг резко переменилась. Сразу наступили ясные, солнечные, тёплые дни.
Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья. Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные гвоздики, левкои и розы. Зато пышно цвели своей холодной красотой георгины, пионы и астры. Они распространяли в осеннем воздухе нежный, тонкий аромат.
(По А. Куприну)