Урок 31 Развитие речи
Учимся писать письма
Упражнение 1. Прочитай текст. Задай к каждому абзацу текста вопросы так, чтобы у тебя получился план текста.
Бутылочная почта
Письма, которые мы отправляем друг другу, могут путешествовать на поезде или самолёте. Даже на велосипеде, если почтальон развозит их по улицам посёлка.
Но существует и ещё один древний способ отправлять письма — класть их в плотно закрытую бутылку и бросать в воду. Такое письмо может плавать по морям-океанам не один год, пока, наконец, не пристанет к какому-нибудь берегу. Там бутылку откроют и прочитают ваше письмо.
Кажется, что отправлять письма водной почтой — просто забава. Это не так. Учёные используют бутылки и специальные пластмассовые карточки для того, чтобы определить направление морских и океанических течений. Вода в океанах движется по своим, ещё не известным человеку законам. Вместе с водой странствуют мелкие животные и растения, которые не могут противостоять течению.
Люди ещё очень мало знают о жизни природы. Чтобы приоткрыть её тайны, не всегда нужны сложные и дорогие приборы. Порой старинная бутылочная почта может поведать о многих сокровенных загадках окружающего нас мира.
(По М. Скороходову)
План:
1) Как могут путешествовать письма?
2) Какой есть древний способ отправки писем?
3) Для чего еще используют такие бутылки?
4) Что нужно, чтобы разгадать тайны природы
Как, кроме бутылочной почты, могут быть доставлены письма?
Почтой (на поезде, в автомобиле, самолете), электронной почтой (по сети интернет).
Упражнение 2. Прочитай, как обращаются к разным людям и как прощаются в письмах. Можешь ли ты определить, к кому обращены письма — к ровесникам или взрослым? Что помогло тебе догадаться?
Привет, Юлька! Здравствуйте, мои дорогие! Уважаемый Александр Иванович! Ну, пока! До свидания. Обнимаю вас.
Привет, Юлька! Ну, пока! Обнимаю вас. — к ровесникам
Здравствуйте, мои дорогие! Уважаемый Александр Иванович! До свидания. — к взрослым
А вот как обращался в своих письмах к родным и друзьям Антон Павлович Чехов.
Милый Виктор Викторович, извините, я сделал кляксу!
Многоуважаемый Павел Фёдорович.
Здравствуй, моя милая Олюша! Как поживаешь?
Дорогой Константин Сергеевич.
Здравствуйте, милый Иван Алексеевич, с Новым годом, с новым счастьем!
Дорогой брат Миша!
Какое обращение было бы приятно тебе прочитать в письме?
Любое вежливое обращение приятно прочитать в письме.
Слово, которое называет того, к кому ты обращаешься (обращение), всегда выделяется запятыми: Маша, здравствуй. Как у тебя, Серёжа, дела? До свидания, Люда. Если обращение произносится с особым чувством (восклицательной интонацией), после него ставится восклицательный знак: Дорогая мама! Поздравляю тебя с днём рождения.
Упражнение 3. Подумай, как ты обратишься и как будешь прощаться в письме, если оно адресовано:
1) учителю; 2) другу или подруге; 3) родителям, бабушке, дедушке; 4) инопланетянину.
Выполни задание устно.
1) Здравствуйте, Ирина Викторовна.
2) Привет, Макс.
3) Родные мои дедушка и бабушка!
4) Приветствую вас, гости Земли!