Урок 44
Прочитай рассказ мальчика.
Вчера мы были в театре. Какой же костюм был у клоуна!
Колпак — весь в серебряных звёздах! Штаны — все в клетку, как будто шахматы. И ещё куртка в красных кругах. Хоть сейчас прямо в цирк выступать! (По В. Голявкину)
Как ты думаешь, понравился ли ему костюм клоуна?
Да, мальчик восхищался костюмом.
Прочитай текст выразительно. Что помогает тебе передать восторг мальчика от костюма клоуна? А как это показано на письме?
Восклицательные знаки.
А теперь прочитай текст так, как будто мальчику не понравился костюм клоуна. Предложения и знаки препинания остались те же, но все, кто слушает, понимают, что костюм очень плохой. Как ты думаешь, почему?
Нужно прочитать с разочарованной интонацией.
Упражнение 1. В описании костюма клоуна встретилось слово звёзды. Объясни значение этого слова. А теперь прочитай разговор.
— Подай мне звезду, — говорит Катя.
— Как же я её подам, если она на небе? — отвечает Ксюша.
О какой звезде говорит Катя? О какой — Ксюша? Почему девочки не поняли друг друга?
Катя говорит о звезде — украшении, а Ксюша — о небесном теле.
Упражнение 2. Выпиши из описания костюма клоуна предложение про колпак. Почему в конце предложения стоит восклицательный знак?
Колпак — весь в серебряных звёздах!
Восклицательный знак передает интонацию восхищения.
Упражнение 3. Спиши слова, разделив их для переноса.
костюм, клоун, колпак, звёзды, шахматы
кос-тюм, кло-ун, кол-пак, звёз-ды, шах-ма-ты
Обозначают ли буквы ё, ю в выделенных словах два звука? А что они обозначают?
Нет, они обозначают звуки [о], [у].
Упражнение 4. Прочитай разговор.
— Дай мне, пожалуйста, прыгалки.
— Какие же это прыгалки? Это скакалка.
— Вы обе не правы. Это не скакалка, не прыгалки, а верёвочка.
Можно ли утверждать, что девочки имеют в виду один и тот же предмет, который можно назвать по-разному?
Да, это одно и то же. Такие слова называются синонимы.
В русском языке есть слова, близкие по значению. Например, словами скакалка, прыгалки, верёвочка называют одно и то же. Почему так происходит? Для одних верёвочка, через которую скачут, — это скакалка, для других это прыгалки, потому что через них прыгают, для третьих — просто верёвочка, с которой можно играть. С такими словами ты познакомишься во 2 классе.
Упражнение 5. О чём предупреждает такая запись: верёвочка? Запиши слово и подчеркни «ошибкоопасное» место.
верёвочка
Упражнение 6. Прочитай. Устно заполни пропуски, выбирая и изменяя как нужно слова-подсказки.
На спектакле в кукольном театре было очень весело, и мы все громко смеялись. Вова Бутузов … так, что соседи на него зашикали. Он долго сдерживался, но потом как … . Только Настя, как всегда, была серьёзная и лишь изредка тихо … .(И. Ильинская)
Слова-подсказки: засмеяться, захихикать, захохотать, хихикать, хохотать. Спиши первое предложение.
На спектакле в кукольном театре было очень весело, и мы все громко смеялись. Вова Бутузов хохотал так, что соседи на него зашикали. Он долго сдерживался, но потом как засмеялся. Только Настя, как всегда, была серьёзная и лишь изредка тихо хихикала.