Урок 5
Упражнение 1. Прочитай.
Я с братишкой не шучу,
Уму-разуму учу:
«Сделай, сбегай, принеси,
Убери и унеси!»
Прихожу я раз домой,
Попугай бормочет мой:
«Сделай, сбегай, принеси,
Убери и унеси!»
Голос в точности, как мой,
Но противный он и злой.
Растерялся я, ребята,
Призадумавшись стою.
Неужели же я с братом
Так противно говорю?
И с тех пор я присмирел
И к братишке подобрел:
Говорю ему «пожалуйста»!
Как теперь звучат просьбы старшего брата?
Просьбы теперь звучат вежливо.
Упражнение 2. Рассмотри рисунки.
Воспроизведи разговор между учителем и девочкой. Используй слова-подсказки на странице 18.
Слова-подсказки. Разрешите, пожалуйста, … . Спасибо. Простите, можно войти? Постарайся, пожалуйста, … . Извините, пожалуйста, … .
— Здравствуйте. Простите, можно войти? Разрешите, пожалуйста, сесть на свое место.
— Постарайся, пожалуйста, больше не опаздывать.
— Извините, пожалуйста, это больше не повторится.
Упражнение 3. Догадайся, какие знаки нужно поставить в конце предложений.
— Кто компот пролил
— Мы не проливали
— Кто графин разбил
— Мы не разбивали
Компот сам пролился,
графин сам разбился (Б. Заходер)
Правду ли сказали дети? Как им нужно было поступить? Какие вежливые слова сказать?
Дети сказали неправду. Им нужно было сознаться в шалостях и извиниться.
Спиши. Не забывай ставить знаки в конце предложений.
— Кто компот пролил?
— Мы не проливали.
— Кто графин разбил?
— Мы не разбивали.
Компот сам пролился,
графин сам разбился.
(Б. Заходер)
Упражнение 4. Устно закончи предложения. Обрати внимание на вопросы.
Пролили компот (кто?) … .
Дети разбили (что?) … .
Слова-подсказки: компот, стакан, графин, мама, братья, сёстры, дети.
Пролили компот (кто?) дети.
Дети разбили (что?) графин.
Запиши слова, которые отвечают на вопрос «кто?».
Мама, братья, сёстры, дети.
Упражнение 5. Найди слова, которые отве-чают на вопрос «что?». Запиши их в тетрадь.книга, лошадь, медвежонок, дверь, го-лос, ласточка, тетрадь, шмель, щука, окно