Урок 72 Правописание
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных
Упражнение 1. Догадайся, какие буквы пропущены. Запиши слова.
помо… , ланды… , ду… , пе… , но… , глу… , пейза… , каранда… , молодё… , ло… , бро… , сила… , чертё… , гуа…
Помощь, ландыш , душ , печь , ночь , глушь , пейзаж , карандаш, молодёжь, ложь , брошь , силач , чертёж , гуашь.
Какие правила необходимо было вспомнить для правильной записи большинства слов? Почему для записи слов, оканчивающихся звуками [ч’], [щ’], достаточно вспомнить только одно правило?
Правило правописания парных согласных на конце слов и мягкого знака после шипящих. Достаточно вспомнить только второе правило, так как ч и щ — непарные согласные.
Шипящие звуки: [ш], [ж], [ч’], [щ’]. Коля считает, что для записи считалки необходимо три мягких знака. А Аня считает, что нужно пять мягких знаков. С кем из них ты согласишься?
На золотом [крыл’цэ] сидели
[цар’], [цар’эвич’],[карол’], [карал’эв’ич’],
Сапожник, портной,
А ты кто такой?
Прав Коля, 3.
Упражнение 2. Запиши пословицы, заменяя звуковую запись буквенной.
Умную [р’эч’] приятно и слушать. Бой красен мужеством, а [тавр’ищ’] дружеством. Всякая [в’эщ’] хороша на своём месте. Мал [й’орш], да колюч.
Умную речь приятно и слушать. Бой красен мужеством, а товарищ дружеством. Всякая вещь хороша на своём месте. Мал ёрш, да колюч.
Упражнение 3. Выпиши слова с орфограммой «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».
Раннее утро. Кругом удивительная тишь. Мы сидим на берегу реки. Мой товарищ сидит очень довольный. В ведёрке у него щука, крупный лещ и ёрш, а у меня одна мелочь. И всё же какая это удивительная вещь — рыбалка!
Тишь, товарищ, лещ, ёрш, мелочь, вещь.