Урок 51 Как устроен наш язык
Однородные члены предложения
Упражнение 1. Прочитай. Найди предложения с однородными членами. Запиши в тетрадь их схемы.
Человеческие руки
Всё, что ты видишь вокруг, сделали руки человека.
Руки человека превратили дикие земли в богатые поля, раздвинули леса, заставили расступиться горы.
Руки человека управляются с пером и молотом.
Они держат штурвалы кораблей и рули машин, лопаты и микроскопы.
Они извлекут жемчужину из морских глубин и занозу из твоего пальца.
Человеческие руки метко забросят мяч в баскетбольную корзину и запустят спутник на Луну.
Посмотри на свои руки, подумай. К какому делу ты их приладишь, чтобы жизнь на земле стала лучше?
(По Л. Кассилю)
Проверь себя: у тебя должно получиться шесть схем.
( ), ( ), ( ).
( ) и ( ).
( ) и ( ), ( ) и ( ).
( ) и ( ).
( ) и ( ).
( ), ( ).
Упражнение 2. Сравни предложения. В каких из них перечисление закончено, а в каких оно может быть продолжено? Как ты думаешь, что указывает на то, что перечисление закончено? Приведи свои примеры с законченным и незаконченным перечислением.
1. В школьном саду росли яблони, вишни, малина и крыжовник. — В школьном саду росли яблони, вишни, малина, крыжовник.
2. Запах ландыша струился тонко, заманчиво и свежо. — Запах ландыша струился тонко, заманчиво, свежо.
Союз и перед последним однородным членом может означать, что предложение закончено.
Я люблю уроки математики, технологии и физкультуры. — Я люблю уроки математики, технологии, физкультуры.
Спиши вторую группу предложений. Подчеркни однородные члены.
2. Запах ландыша струился тонко, заманчиво и свежо. — Запах ландыша струился тонко, заманчиво, свежо.
Прочитай предложения. Рассмотри схемы. 1. Поляна заросла травой и ромашкой. 2. В школьном саду росли не деревья, а кустарники. 3. Ребята ходили в лес за грибами, но грибов не нашли. Можно ли сказать, что однородные члены связывает не только интонация, но и особые слова — и, а, но? Попробуй убрать их из предложения. Сохранятся ли однородные члены? Что тогда будет их связывать?
В некоторых случаях без этих слов предложения теряют смысл.
В предложении есть «слова-помощники», которые служат другим словам. «Слова-помощники» а, но, да, и, или называются союзами. Союзы соединяют однородные члены предложения, когда тот, кто говорит или пишет, хочет прекратить перечисление. Моя сестра любит мороженое, варенье и конфеты. Но так бывает только тогда, когда союз встречается один раз. Если союз повторяется, то продолжается и перечисление. Моя сестра любит и мороженое, и варенье, и конфеты. Можно продолжить: …и торты, и мармелад, и пирожки…
Упражнение 3. Прочитай пары предложений. Составь из каждой пары одно предложение без союзов или с союзами и, а, но. Запиши их, подчеркни однородные члены предложения.
Выпал снег. — Снег скоро растаял. Весело работают школьники. — Дружно работают школьники. В парке посадили берёзки, липы. — В парке посадили тополя.
Выпал снег, но скоро растаял. Весело и дружно работают школьники. В парке посадили берёзки, липы и тополя.
Упражнение 4. Распространи предложения, включив однородные члены. Первое предложение должно получиться с однородными дополнениями, а второе — однородными сказуемыми.
Образец. Письмо от бабушки принёс почтальон. 1) Письмо (что?) от бабушки и телеграмму (что?) от брата принёс почтальон. 2) Письмо от бабушки принёс (что сделал?) почтальон и опустил (что сделал?) его в почтовый ящик.
Девочка достала с полки конфеты. Мы смастерили скворечник.
Девочка достала с полки конфеты.
1) Девочка достала с полки конфеты (что?) и печенье (что?).
2) Девочка достала (что сделала?) с полки конфеты и положила (что сделала?) их в конфетницу.Мы смастерили скворечник.
Мы смастерили скворечник (что?) и кормушку (что?) для птиц.
Мы смастерили (что сделали?) скворечник и прибили (что сделали?) его к забору.